Главный атрибут

Главный атрибут

(статья размещена в газете «Вместе»)

«Мне думается, что самое интересное в искусстве – личность художника, и если она оригинальна, то я готов простить тысячи  ошибок.»

                                                                                                         Сомерсет Моэм

 «Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или  живопись — это всегда автопортрет.»

                                                                                                                                 Сэмюэл Батлер

Возможно, я  ошибаюсь…Возможно! Но, на вопрос, обращенный к художнику: «В чем ваша миссия?», самым честным будет: «Одарить мир собой!».  Да – служение. Да – несение… Но – себя-собой-через себя! Пророческие амбиции, богемная жизнь, борьба «-измов» — все это несет на себе отпечаток «сверхчеловека не от мира сего». И, несмотря на это (или благодаря этому?), внутренний мир художника – terra incognita, отделенная от «большой земли» завесой тайны под названием «искусство».

Говорят, художник через творчество выражает свое отношение к окружающему миру. А в какой степени  творчество художника идентично самой его личности? Насколько художник честен с окружающим миром и с собой? Насколько он свободен от условностей среды: конъюнктуры, общественного вкуса — «сильных» мира сего?  Вопросы не новые, даже можно сказать, вечные (в смысле – возникшие одновременно с самим появлением искусства).

Есть и еще одна «условность», дополнительно налагающая на некоторых  «тяжкую ношу  атланта» — художник-инвалид. Слово-довесок, резко сбивающее планку художественной значимости творца и его творения.  Табу на критику произведений инвалида. Как о покойнике: или хорошо, или никак. Общественное мнение, как костыль, помогающий проковылять  по узкому коридору «арт-терапии»?

 

Ляпин А. Блуждающая улыбка
Ляпин А. Блуждающая улыбка

«Тюрьма. Стены.

НО… есть ОКНО.

Всё дело в этом НО.  Жутко, тяжело, муторно.

НО… есть ИСКУССТВО. Грязь, мокрый снег, асфальт, лужи.

НО… есть НЕБО. Боль, страдания, метания.

НО… есть МИНУТЫ УМИРОТВОРЕНИЯ.

Красоты. Тихой-тихой радости. Успокоения. Понимания многих глубинных человеческих вещей. Внутреннее наполнение. Внутреннее делание. Музыка. И тут ловишь себя на том, что ты сегодня счастлив… Где это место? Где это волшебное, безмятежное пространство?…»  (Алексей Ляпин)

НО…есть галерея «Атрибут». Вернее, появилась недавно. Видимо, кому-то тоже стало тесно в своих стенах с надоедливо тюкающей по плечам планкой.  Кому-то. Как-то о себе заявлять не очень… Скромность украшает…. НО, нам ли, «атлантам» ли…? Как говаривал легендарный кино-Чапаев: «Вот, идет отряд… Где должен быть командир? Впереди, на лихом коне…». Танюкевич Виктор он и есть!  Насчет коня не скажу, а вот «шашкой помахать» — это любо, да размахнуться с некоторых пор негде стало! Вот, стало быть, и…

 

Танюкевич В. Рассекающий лед
Танюкевич В. Рассекающий лед

 

Ничем, в общем-то, не отличаясь от подобных виртуальных образований в плане тематического отбора и композиционного построения, галерея сразу заложила  максимальный угол дифферента в экзистенциальную плоскость анализа материала. Хрестоматийное «художник своим творчеством хотел показать…», погруженное в «пучину  многоглазую» глубинных личностных авторских переживаний,  получает новый проявленный образ «маленького героя» автора представляемых работ. Наверно, нужна какая-то доля наглости куратора галереи и смелости художников, что бы сквозь имиджевые атрибуты «находятся в частных собраниях…», «присвоено звание…», «имело большой успех…» вытащить на свет божий главный атрибут:

«Из окна моей клетки видна Луна…

И я – свободен.

Мой дом изначально моя тюрьма…

Но я – свободен.

Между жизнью и смертью

По краю карниза

Пройти тихонько

И не рухнуть вниз…

Я — свободен.

Быть грустным

И всё-таки быть весёлым.

Укутанным снегом,

Но всё-таки тёплым…

Я – свободен.

Быть пьяным,

Но чуточку всё-таки трезвым.

Быть рваным,

Но всё-таки быть полезным…

Я – свободен.

Смотреть в темноту

И видеть свеченье

Одинокой звезды вечерней.

Я – свободен.».    (Алексей Ляпин)

Это трудно. Это больно. Иногда стыдно (если стараться быть честным). Это – когда вместо ожидаемого «браво!» можно схлопотать «а кому это нужно?».

 

Зырянова Г.
Зырянова Г.

Нужно тому, кому надоело «кутать» свое сердце: «Первые ростки зрелой любви, которая не стремится переделать мир под себя, а просто разрешает ему быть таким, какой он есть. Любви, которая не только чувствует, но видит — глубоко и широко — через сердце.» (Галина Зырянова)

 

Петручик И. В гости к другу
Петручик И. В гости к другу

Тому, кто хочет быть «…с кем уже невозможно встретиться в этой земной жизни, обнять, выпить горячего чаю, расспросить о жизни… с кем разделён сотнями  или тысячами километров.  Возможно, еще больше разделяет непонимание или некая обида…» (Иван Петручик)

 

Рудько А. Полный вперед!
Рудько А. Полный вперед!

Тому, кто готов принять ответственность за «…нашу житейскую «погоду»,  в которой мы находимся, мы создаем  в прошлом. И только, осознав в это в настоящем, мы можем сейчас изменить будущее. А прошлое просто остается историей, какая есть  и ее нельзя изменить, а можно только  принять.» (Александр  Рудько) 

 

 

Салтавец А. Солнечный клоун
Салтавец А. Солнечный клоун

Тому, кто хочет пригласить всех на вечер в «…мир театра, действа и карнавала, и населяют его циркачи, музыканты, скоморохи и кукольники. Все герои с тончайшим флером чарующей романтики…» (Александр  Салтавец)

 

По жизни шагать сложно. Еще сложнее  шагать с «довеском».  А еще сложнее – шагать с распахнутой душой. Здесь главное,  понять – куда и зачем? Искусство и призвано ставить такие  вопросы.

А ответы? Попробуйте посетить галерею «Атрибут» — вместе поищем.  И пусть путеводителем прозвучат  слова художника Александра  Рудько:

«Путь к чуду начинается с доверия, переходящего в веру.  А на пути  не раз  появятся сомнения и чьи-то мнения – они, как барьеры  и указатели  в другое  направление.  И все зависит только от себя  и от своего выбора. Выбор всегда есть!»

 

Виктор Танюкевич, куратор галереи «Атрибут» https://gallery.beloi.by

.

There are 7 comments
  1. Наталья

    Краски и свет в природе надо не столько наблюдать, сколько ими попросту жить. Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце.
                Константин Паустовский

    Я думаю и Константин  Паустовский, и Сэмюэл Батлер (см. цитату в статье)  говорили об одном и том же — об искренности художника.
    Именно  творение художника, наделённого этим качеством, открывает нам  сердце, мысли, чувства — своеобразный «автопортрет» живописца,  писателя, поэта… может, открывает и против их воли.
    И, думаю,  совсем не важны всякие -измы, разнообразие подходов, стилей, методов, когда произведение талантливо и написано от души, а не под влиянием конъюнктурных соображений, моды, стремления быть оригинальным во что бы то ни стало ( а лучше —  гениальным!)…
     Когда же на первый план выходит выставочная статистика, имиджевые атрибуты, самолюбование, то пропадает главное: живая живопись.
    Талантливого живописца заметят…
    Опять цитирую Паустовского: «Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет. Живопись важна еще и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем это видеть и удивляться, что не замечали этого раньше». Разделяя мнение любимого писателя, добавлю: ЭТИМ живопись важна не только для прозаика, а для любого человека.

    Арт-галерея «Атрибут» — 
    «Здесь главное,  понять – куда и зачем? Искусство и призвано ставить такие  вопросы. А ответы? Попробуйте посетить галерею «Атрибут» – вместе поищем» ( Виктор Танюкевич, куратор).
    Вот, попробовала… посетить ещё раз.
    Не могу не сказать про (цитирую куратора) «слово-довесок, резко сбивающее планку художественной значимости творца и его творения.  Табу на критику произведений инвалида. Как о покойнике: или хорошо, или никак». Категорически не согласна  этим высказыванием! (Чуть не написала:  «Какая чушь!», но вовремя вспомнила о культуре дискуссии)).
    Виктор Танюкевич знаком с моими комментариями на сайте «Искусство» — их стиль не отличается от того, который в моих отзывах здесь — в галерее. Пишу о том, чтО меня — неравнодушного зрителя —  привлекло, пишу ТАК, как привыкла: заинтересованно, стремясь к объективности и прозрачному объяснению своего восприятия. И мне совершенно НЕ важны никакие «довески» к авторам картин этой галереи. Думаю, другим зрителям тоже.
    Непонятно другое:  безразличие некоторых авторов и к отзывам, и к искусству своих товарищей,
    что отбивает охоту комментировать «безразличных».  Это, на мой взгляд, упущение организаторов, не продумавших динамичность жизни в галерее.
     Статика ведёт к застою,  к болоту. Галерея, на мой взгляд, должна быть не складом, прибавляющим ещё одну галочку любителям статистики,  а центром обсуждений представленных работ, ведь это интересно и художнику, и зрителю.
    Это взгляд со стороны… Однако заметьте: неравнодушный взгляд.
    (Впрочем, можно было бы и промолчать).
    Наталья Волкова

  2. Виктор

    ……и это была бы не Наталья Волкова! Превосходный комментарий! И просто дежурно «отблагодариться» — не по-чапаевски! Спешу заверить уважаемую Наталью, что на очень даже актуальные проблемы, поднятые ею, я обязательно отвечу…очень скоро!!!

  3. Виктор

    Паустовский, конечно, талант, но, все-таки, в литературе. «Попросту жить» — это удел … короче – флоры и, особенно, фауны.
    Да, мушка-дрозофила не особенно задумывается о смысле бытия: питание и размножение (просто жить) — вот ее и сотоварищей помысел.
    А вот наблюдать/оценивать/соизмерять/абстрагировать – эту уж гомо сапиенса (и то не каждого) удел и отличительная особенность.
    Что-то кто-то открыл «на кончике пера»?…
    Этим и объясняется то, что «что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим» — то есть, мыслит не аналогово, как большинство,
    а абстрактно (в разной степени). А в любой, мыслимой человеком абстракции, заложены закономерности (не понятые еще рассудком) Природы. И для того Природу (пейзаж – только часть ее) НАБЛЮДАТЬ надо (и «по вертикали» тоже)…
    А теперь плавно переходим к закономерному образованию — «Атрибут»… В этом образовании (кстати, именно – ОБРАЗОВАНИИ, во всем педагогическом смысле слова), пропитанном экзистенциальным пОтом в потугах «понять – куда и зачем?» категоричность непедагогична!
    И едва не вырвавшееся «чушь» (хорошо еще, не «чёкурил») – наблюдаемый(!) симптом.
    В своих аргументах Вы, Наташа (Вы же знаете, как я к Вам отношусь, Остап Ибрагимович»))), апеллируете к своему собственному восприятию,
    к своей внутренней культуре. Но, к сожалению, такой (такой!) культурой обладают не все (хотя бы в силу замотанности в гонке «просто жить»).
    А я противопоставлю Вам свою статистику: не будете ли Вы так любезны, не пожертвуете ли Вы своим драгоценным временем (а жертва будет ооочень большой), и не отыщете ли на всем пространстве русскоязычного интернета материалы (хотя бы один) с КРИТИКОЙ (причем жесткой, причем официальной) творчества какого-нибудь инвалида-художника (в широком смысле). Я лично не встречал за последние ….надцать лет.
    Есть и другая крайность — в любом творчестве инвалида видеть только спасательную соломинку (а кто ж критикует спасающегося?).
    Великая «Арт-терапия» осеняет своими крылами сонмы дышащих художественным «озоном» обездоленных душ…
    Хотя, если коснуться частных мнений: когда «за кулисами», когда «окончен бал», в «курилке»…, то «художника обидеть может каждый»…
    и порой, есть за что (ну, «обидеть» не в буквальном смысле – людей вообще-то нельзя обижать)!
    Короче, есть четкая градация, жесткий выбор: критикуем ХУДОЖНИКА или ИНВАЛИДА? Вот здесь и нужно искренность, а прежде – мужество.
    И запастись примочками перед общественным побитием камнями.
    И, как следствие, налицо другая проблема, о которой Вы так точно и прямо заметили: «безразличие некоторых авторов и к отзывам, и к искусству своих товарищей…». Вот что есть, то есть… Бедные организаторы «не продумавшие динамичность жизни в галерее». Может пойти по следам разных реалити-шоу: раскопать компромат, вытащить белье, подсмотреть в скважину…и затем заняться взаимообменным киданием?…
    Рейтинг подымется… А ну, братки-художники: р-р-р-разоблачись! Вполне возможно (ох, быть мне биту), эта апатия исходит из хронической особенности отношений инвалид-общество. Мы выложили работы и ждем (как ждем льгот, повышения пенсий, удешевления лекарств, безбарьерной среды… «просто жизни») приличествующих нашему сану комментариев.
    Есть мудрая формула: «НАЧНИ С СЕБЯ». Я – стараюсь (а что, кто-то не согласен!!!???)….
    Наташа, приглашаю и Вас стать….нарушителем спокойствия в галерее на общественных началах. И остальным станет стыдно, глядя, как женщина со стороны надрывается… И мне чувствовать за спиной «неравнодушный взгляд» — нам, гениям, тоже внимание не лишне))).

  4. Наталья

    Наташа, приглашаю и Вас стать….нарушителем спокойствия в галерее на общественных началах. 

               А нужно ли его нарушать, это «спокойствие», если простое пожелание активизации дружеского общения воспринято администратором как покушение на личную жизнь, как стремление устроить «реалити-шоу: раскопать компромат, вытащить белье, подсмотреть в скважину…и затем заняться взаимообменным киданием?…»
               И этой самой Наташе в её давнобальзаковском возрасте пора бы знать, что инициатива наказуема…  или ещё проще выражается народ: «Тебе что — больше всех надо?» Нет, больше всех мне не надо.
    «А напоследок я скажу….»
    Рискуя подвергнуться сравнению с мушкой-дрозофилой, своей обычной искренности в комментарии  всё же не изменю.
    Итак.
    «..не отыщете ли на всем пространстве русскоязычного интернета материалы (хотя бы один) с КРИТИКОЙ (причем жесткой, причем официальной) творчества какого-нибудь инвалида-художника (в широком смысле)».
    — Думаю, что это бесполезное занятие, поскольку, размещая свои работы, художники не кричат о своей инвалидности, понимая, что она не имеет отношения к искусству живописи.
    Я просто могу напомнить ТО время в музейной деятельности соцреализма, когда после войны инвалидом был каждый второй художник, но ни его инвалидность, ни ветеранство никак не влияли на отзывы о его живописи. В огромных книгах отзывов была ТАКАЯ критика — и от зрителей, и от коллег — (я лично читала эти записи в 70-х), после которой можно было и разочароваться в своей гениальности.)))
    То же касается и писательской деятельности — там ещё жёстче была критика в журналах — без учёта званий и наград, без снисхождения к инвалидности.
    Так что, эта женщина «со стороны», отнюдь не надрываясь, позволит себе по этому вопросу остаться при своём мнении.)))

  5. Виктор

    Так я не понял: нужно нарушать или нет? Ну, ладно, традиции своей (ответить чуть погодя) я не изменю. Но в рамках будущего нового литературного рандеву позволю уточнить формулировочку: «женщине ВОКРУГбальзаковского возраста»…. Чувствуете, как сразу включаются дополнительные опции? Эдак, провальсировать вокруг некоторых вопросов, красиво не вступить в них и деликатно уйти от ответа, оставив оппонента в виноватом недоумении – довольно «жестокий романс». Засим, на время оставляю Вас в компании со своим мнением, в ожидании предвкушения…

  6. Виктор

    Если копнуть в диалектику – борьбу и единство противоположностей, то при любом раскладе «нарушать спокойствие» надо! Именно, готовность преодолеть инерцию оппонента говорит, в том числе, и о какой-то готовности самого потенциального нарушителя. «Тебе что — больше всех надо?» Нет, больше всех мне не надо» — вот так, подул легкий сквозняк – и простуда. …. Будьте здоровы, «Данко», не промочите ножки)))).
    Что касается «личного» моего восприятия, то это естественно – я «…часть той силы, что вечно хочет…». И вот, КАК это хотение удовлетворить?!
    Позиционирование «инвалидного» творчества – это проблема не самих авторов-инвалидов. Так же, как легко заниматься спекуляциями под маркой «детского» творчества (боже, сколько глупого и бездарного вылазит на всяких «новых годах», детских «фэстах» и «квестах»!!!), так же заманчиво и продвижение своих «брендов» на социо-культурных проектах. А благодетельность не терпит критики: «я, понимашь, даю, а кто-то кривится!?».
    Но ведь было время, когда «ни инвалидность, ни ветеранство никак не влияли на отзывы о его живописи»? Было! А куда подевалось? Вот я и говорю: не найдете.
    Что касается «писательской деятельности — там ещё жёстче была критика в журналах — без учёта званий и наград, без снисхождения к инвалидности», то….. скажу обтекаемо: членство в Союзе писателей/художников/композиторов и т.д (куда «вели все дороги») ТОГДА и ТЕПЕРЬ – большая разница. Было за что драться — Вы понимаете, ЗА ЧТО…

    Ну, и возвращаясь к исходному пункту нашей полемики – как нашего брата на полях комментариев лбами столкнуть (ибо, художник «целующий» коллегу своего – это Пикассо, рисующий женщин с двумя глазами на одной плоскости — нонсенс))), отвечаю: НАДО СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМЫ – этические, мировоззренческие, личностные…. Естественно, в рамках ХУДОЖЕСТВЕННЫХ акций/выставок. Как понимаете, в наше время буйства социальных сетей, проблема общения исчезла. Заиметь «три тыщи» «друзей», кучу выставленных пальчиков-одобрямсов на каждую изобразительную, звуковую, текстовую глупость – и ты «совершенство» (ах, какое блаженство!!!). И зачем бродить в узких лабиринтах галереи «Атрибут», рискуя встретиться с минотавром Танюкевичем?!
    И вот здесь необходимый штат «нарушителей спокойствия» — проблема, «простудиться» боятся. Будем искать…

  7. Наталья

      Вспомнился Базаров:  ««О друг мой, Аркадий Николаич!… — Об одном прошу тебя: не говори красиво».

    В этом я , пожалуй, с моим любимым Евгением Базаровым не совпадаю : люблю, грешница, когда говорят «красиво», не «в лоб». Да и у самой опыта «красивого монолога» в моём «вокругбальзаковском» возрасте вполне хватает —  в беседах с ровесниками прежде всего.

    У Вас, Виктор, давно наблюдаю интересную способность: «красиво перекладывать с больной головы на здоровую».
    Вначале сбить с толку активного советчика подозрениями в желании « пойти по следам разных реалити-шоу: раскопать компромат, вытащить белье, подсмотреть в скважину…», а потом его же обвинить в уходе от активности: «…вот так, подул легкий сквозняк – и простуда. …. Будьте здоровы, «Данко», не промочите ножки))))». И резюме: « необходимый штат «нарушителей спокойствия» – проблема, «простудиться» боятся».
    И не знаешь — смеяться или плакать, помогать или отойти в сторонку, обидеться или махнуть рукой в очередной раз…
    Так вот, минотавр Танюкевич, у кого-то недо-, у кого-то пере- по разным причинам, а права-то как всегда золотая середина!
    И проблема, на мой взгляд, не в том, чтоб решить,  «как нашего брата на полях комментариев лбами столкнуть», поскольку этого не требуется! Нужно другое: ПРОЯВИТЬ ИНТЕРЕС К ИСКУССТВУ КОЛЛЕГИ. Даже если разные методы, подходы, взгляды на современное искусство.( Сонечка Празднова уверена: у КАЖДОГО художника найдётся не менее пяти картин, которые ей понравятся. Вот — «устами младенца глаголет истина!» ) Так написать это автору выставленных работ! Пусть он знает, что к его труду неравнодушны коллеги… и не только минотавр… Что-то похвалите, что-то покритикуйте — свои же люди! Вот и не будет замыкания в персональной клетке!
    Мне — реалисту в живописи — очень близко здесь, к примеру,  творчество Анны Гадировой (жду её выставку) , не всегда понятны фантазии сюрреалистов, так ведь я и не настроена их понимать: я их ЧУВСТВУЮ! Если сюр нас трогает, значит он НЕ напрасен, интересен,перспективен…
     Талантливый, оригинальный, разумеется, а не подражательство.

    Виктор, задумалась над Вашими словами: «… НАДО СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМЫ – этические, мировоззренческие, личностные…. Естественно, в рамках ХУДОЖЕСТВЕННЫХ акций/выставок». Наверное, не создавать, а решать уже имеющиеся?
    Проблемы, конечно, есть и поговорить на эту тему интересно (иначе китч вполне может поднять победный флаг ), но важней, мне кажется, вселить уверенность в творческого человека : он не зря работает, его искусство оценили коллеги и просто зрители и дали добро на движение вперёд. Да и самому художнику не лишне поговорить со зрителем, отозваться на комментарий, даже если не хочется «прыгать от радости»…
    В остальном остаюсь при своём.)))
    Желаю всем больших успехов!

    Наталья Волкова — «нарушитель спокойствия» в Арт-галерее «Атрибут»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://gallery.beloi.by/wp-content/uploads/2021/02/fon21.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: no-repeat;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 150px;}