(статья размещена в газете «Вместе»)
«Мне думается, что самое интересное в искусстве – личность художника, и если она оригинальна, то я готов простить тысячи ошибок.»
Сомерсет Моэм
«Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись — это всегда автопортрет.»
Сэмюэл Батлер
Возможно, я ошибаюсь…Возможно! Но, на вопрос, обращенный к художнику: «В чем ваша миссия?», самым честным будет: «Одарить мир собой!». Да – служение. Да – несение… Но – себя-собой-через себя! Пророческие амбиции, богемная жизнь, борьба «-измов» — все это несет на себе отпечаток «сверхчеловека не от мира сего». И, несмотря на это (или благодаря этому?), внутренний мир художника – terra incognita, отделенная от «большой земли» завесой тайны под названием «искусство».
Говорят, художник через творчество выражает свое отношение к окружающему миру. А в какой степени творчество художника идентично самой его личности? Насколько художник честен с окружающим миром и с собой? Насколько он свободен от условностей среды: конъюнктуры, общественного вкуса — «сильных» мира сего? Вопросы не новые, даже можно сказать, вечные (в смысле – возникшие одновременно с самим появлением искусства).
Есть и еще одна «условность», дополнительно налагающая на некоторых «тяжкую ношу атланта» — художник-инвалид. Слово-довесок, резко сбивающее планку художественной значимости творца и его творения. Табу на критику произведений инвалида. Как о покойнике: или хорошо, или никак. Общественное мнение, как костыль, помогающий проковылять по узкому коридору «арт-терапии»?

«Тюрьма. Стены.
НО… есть ОКНО.
Всё дело в этом НО. Жутко, тяжело, муторно.
НО… есть ИСКУССТВО. Грязь, мокрый снег, асфальт, лужи.
НО… есть НЕБО. Боль, страдания, метания.
НО… есть МИНУТЫ УМИРОТВОРЕНИЯ.
Красоты. Тихой-тихой радости. Успокоения. Понимания многих глубинных человеческих вещей. Внутреннее наполнение. Внутреннее делание. Музыка. И тут ловишь себя на том, что ты сегодня счастлив… Где это место? Где это волшебное, безмятежное пространство?…» (Алексей Ляпин)
НО…есть галерея «Атрибут». Вернее, появилась недавно. Видимо, кому-то тоже стало тесно в своих стенах с надоедливо тюкающей по плечам планкой. Кому-то. Как-то о себе заявлять не очень… Скромность украшает…. НО, нам ли, «атлантам» ли…? Как говаривал легендарный кино-Чапаев: «Вот, идет отряд… Где должен быть командир? Впереди, на лихом коне…». Танюкевич Виктор он и есть! Насчет коня не скажу, а вот «шашкой помахать» — это любо, да размахнуться с некоторых пор негде стало! Вот, стало быть, и…

Ничем, в общем-то, не отличаясь от подобных виртуальных образований в плане тематического отбора и композиционного построения, галерея сразу заложила максимальный угол дифферента в экзистенциальную плоскость анализа материала. Хрестоматийное «художник своим творчеством хотел показать…», погруженное в «пучину многоглазую» глубинных личностных авторских переживаний, получает новый проявленный образ «маленького героя» автора представляемых работ. Наверно, нужна какая-то доля наглости куратора галереи и смелости художников, что бы сквозь имиджевые атрибуты «находятся в частных собраниях…», «присвоено звание…», «имело большой успех…» вытащить на свет божий главный атрибут:
«Из окна моей клетки видна Луна…
И я – свободен.
Мой дом изначально моя тюрьма…
Но я – свободен.
Между жизнью и смертью
По краю карниза
Пройти тихонько
И не рухнуть вниз…
Я — свободен.
Быть грустным
И всё-таки быть весёлым.
Укутанным снегом,
Но всё-таки тёплым…
Я – свободен.
Быть пьяным,
Но чуточку всё-таки трезвым.
Быть рваным,
Но всё-таки быть полезным…
Я – свободен.
Смотреть в темноту
И видеть свеченье
Одинокой звезды вечерней.
Я – свободен.». (Алексей Ляпин)
Это трудно. Это больно. Иногда стыдно (если стараться быть честным). Это – когда вместо ожидаемого «браво!» можно схлопотать «а кому это нужно?».

Нужно тому, кому надоело «кутать» свое сердце: «Первые ростки зрелой любви, которая не стремится переделать мир под себя, а просто разрешает ему быть таким, какой он есть. Любви, которая не только чувствует, но видит — глубоко и широко — через сердце.» (Галина Зырянова)

Тому, кто хочет быть «…с кем уже невозможно встретиться в этой земной жизни, обнять, выпить горячего чаю, расспросить о жизни… с кем разделён сотнями или тысячами километров. Возможно, еще больше разделяет непонимание или некая обида…» (Иван Петручик)

Тому, кто готов принять ответственность за «…нашу житейскую «погоду», в которой мы находимся, мы создаем в прошлом. И только, осознав в это в настоящем, мы можем сейчас изменить будущее. А прошлое просто остается историей, какая есть и ее нельзя изменить, а можно только принять.» (Александр Рудько)

Тому, кто хочет пригласить всех на вечер в «…мир театра, действа и карнавала, и населяют его циркачи, музыканты, скоморохи и кукольники. Все герои с тончайшим флером чарующей романтики…» (Александр Салтавец)
По жизни шагать сложно. Еще сложнее шагать с «довеском». А еще сложнее – шагать с распахнутой душой. Здесь главное, понять – куда и зачем? Искусство и призвано ставить такие вопросы.
А ответы? Попробуйте посетить галерею «Атрибут» — вместе поищем. И пусть путеводителем прозвучат слова художника Александра Рудько:
«Путь к чуду начинается с доверия, переходящего в веру. А на пути не раз появятся сомнения и чьи-то мнения – они, как барьеры и указатели в другое направление. И все зависит только от себя и от своего выбора. Выбор всегда есть!»
Виктор Танюкевич, куратор галереи «Атрибут» https://gallery.beloi.by
.
Краски и свет в природе надо не столько наблюдать, сколько ими попросту жить. Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце.
Константин Паустовский
Я думаю и Константин Паустовский, и Сэмюэл Батлер (см. цитату в статье) говорили об одном и том же — об искренности художника.
Именно творение художника, наделённого этим качеством, открывает нам сердце, мысли, чувства — своеобразный «автопортрет» живописца, писателя, поэта… может, открывает и против их воли.
И, думаю, совсем не важны всякие -измы, разнообразие подходов, стилей, методов, когда произведение талантливо и написано от души, а не под влиянием конъюнктурных соображений, моды, стремления быть оригинальным во что бы то ни стало ( а лучше — гениальным!)…
Когда же на первый план выходит выставочная статистика, имиджевые атрибуты, самолюбование, то пропадает главное: живая живопись.
Талантливого живописца заметят…
Опять цитирую Паустовского: «Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет. Живопись важна еще и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем это видеть и удивляться, что не замечали этого раньше». Разделяя мнение любимого писателя, добавлю: ЭТИМ живопись важна не только для прозаика, а для любого человека.
Арт-галерея «Атрибут» —
«Здесь главное, понять – куда и зачем? Искусство и призвано ставить такие вопросы. А ответы? Попробуйте посетить галерею «Атрибут» – вместе поищем» ( Виктор Танюкевич, куратор).
Вот, попробовала… посетить ещё раз.
Не могу не сказать про (цитирую куратора) «слово-довесок, резко сбивающее планку художественной значимости творца и его творения. Табу на критику произведений инвалида. Как о покойнике: или хорошо, или никак». Категорически не согласна этим высказыванием! (Чуть не написала: «Какая чушь!», но вовремя вспомнила о культуре дискуссии)).
Виктор Танюкевич знаком с моими комментариями на сайте «Искусство» — их стиль не отличается от того, который в моих отзывах здесь — в галерее. Пишу о том, чтО меня — неравнодушного зрителя — привлекло, пишу ТАК, как привыкла: заинтересованно, стремясь к объективности и прозрачному объяснению своего восприятия. И мне совершенно НЕ важны никакие «довески» к авторам картин этой галереи. Думаю, другим зрителям тоже.
Непонятно другое: безразличие некоторых авторов и к отзывам, и к искусству своих товарищей,
что отбивает охоту комментировать «безразличных». Это, на мой взгляд, упущение организаторов, не продумавших динамичность жизни в галерее.
Статика ведёт к застою, к болоту. Галерея, на мой взгляд, должна быть не складом, прибавляющим ещё одну галочку любителям статистики, а центром обсуждений представленных работ, ведь это интересно и художнику, и зрителю.
Это взгляд со стороны… Однако заметьте: неравнодушный взгляд.
(Впрочем, можно было бы и промолчать).
Наталья Волкова
……и это была бы не Наталья Волкова! Превосходный комментарий! И просто дежурно «отблагодариться» — не по-чапаевски! Спешу заверить уважаемую Наталью, что на очень даже актуальные проблемы, поднятые ею, я обязательно отвечу…очень скоро!!!
Паустовский, конечно, талант, но, все-таки, в литературе. «Попросту жить» — это удел … короче – флоры и, особенно, фауны.
Да, мушка-дрозофила не особенно задумывается о смысле бытия: питание и размножение (просто жить) — вот ее и сотоварищей помысел.
А вот наблюдать/оценивать/соизмерять/абстрагировать – эту уж гомо сапиенса (и то не каждого) удел и отличительная особенность.
Что-то кто-то открыл «на кончике пера»?…
Этим и объясняется то, что «что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим» — то есть, мыслит не аналогово, как большинство,
а абстрактно (в разной степени). А в любой, мыслимой человеком абстракции, заложены закономерности (не понятые еще рассудком) Природы. И для того Природу (пейзаж – только часть ее) НАБЛЮДАТЬ надо (и «по вертикали» тоже)…
А теперь плавно переходим к закономерному образованию — «Атрибут»… В этом образовании (кстати, именно – ОБРАЗОВАНИИ, во всем педагогическом смысле слова), пропитанном экзистенциальным пОтом в потугах «понять – куда и зачем?» категоричность непедагогична!
И едва не вырвавшееся «чушь» (хорошо еще, не «чёкурил») – наблюдаемый(!) симптом.
В своих аргументах Вы, Наташа (Вы же знаете, как я к Вам отношусь, Остап Ибрагимович»))), апеллируете к своему собственному восприятию,
к своей внутренней культуре. Но, к сожалению, такой (такой!) культурой обладают не все (хотя бы в силу замотанности в гонке «просто жить»).
А я противопоставлю Вам свою статистику: не будете ли Вы так любезны, не пожертвуете ли Вы своим драгоценным временем (а жертва будет ооочень большой), и не отыщете ли на всем пространстве русскоязычного интернета материалы (хотя бы один) с КРИТИКОЙ (причем жесткой, причем официальной) творчества какого-нибудь инвалида-художника (в широком смысле). Я лично не встречал за последние ….надцать лет.
Есть и другая крайность — в любом творчестве инвалида видеть только спасательную соломинку (а кто ж критикует спасающегося?).
Великая «Арт-терапия» осеняет своими крылами сонмы дышащих художественным «озоном» обездоленных душ…
Хотя, если коснуться частных мнений: когда «за кулисами», когда «окончен бал», в «курилке»…, то «художника обидеть может каждый»…
и порой, есть за что (ну, «обидеть» не в буквальном смысле – людей вообще-то нельзя обижать)!
Короче, есть четкая градация, жесткий выбор: критикуем ХУДОЖНИКА или ИНВАЛИДА? Вот здесь и нужно искренность, а прежде – мужество.
И запастись примочками перед общественным побитием камнями.
И, как следствие, налицо другая проблема, о которой Вы так точно и прямо заметили: «безразличие некоторых авторов и к отзывам, и к искусству своих товарищей…». Вот что есть, то есть… Бедные организаторы «не продумавшие динамичность жизни в галерее». Может пойти по следам разных реалити-шоу: раскопать компромат, вытащить белье, подсмотреть в скважину…и затем заняться взаимообменным киданием?…
Рейтинг подымется… А ну, братки-художники: р-р-р-разоблачись! Вполне возможно (ох, быть мне биту), эта апатия исходит из хронической особенности отношений инвалид-общество. Мы выложили работы и ждем (как ждем льгот, повышения пенсий, удешевления лекарств, безбарьерной среды… «просто жизни») приличествующих нашему сану комментариев.
Есть мудрая формула: «НАЧНИ С СЕБЯ». Я – стараюсь (а что, кто-то не согласен!!!???)….
Наташа, приглашаю и Вас стать….нарушителем спокойствия в галерее на общественных началах. И остальным станет стыдно, глядя, как женщина со стороны надрывается… И мне чувствовать за спиной «неравнодушный взгляд» — нам, гениям, тоже внимание не лишне))).
Наташа, приглашаю и Вас стать….нарушителем спокойствия в галерее на общественных началах.
А нужно ли его нарушать, это «спокойствие», если простое пожелание активизации дружеского общения воспринято администратором как покушение на личную жизнь, как стремление устроить «реалити-шоу: раскопать компромат, вытащить белье, подсмотреть в скважину…и затем заняться взаимообменным киданием?…»
И этой самой Наташе в её давнобальзаковском возрасте пора бы знать, что инициатива наказуема… или ещё проще выражается народ: «Тебе что — больше всех надо?» Нет, больше всех мне не надо.
«А напоследок я скажу….»
Рискуя подвергнуться сравнению с мушкой-дрозофилой, своей обычной искренности в комментарии всё же не изменю.
Итак.
«..не отыщете ли на всем пространстве русскоязычного интернета материалы (хотя бы один) с КРИТИКОЙ (причем жесткой, причем официальной) творчества какого-нибудь инвалида-художника (в широком смысле)».
— Думаю, что это бесполезное занятие, поскольку, размещая свои работы, художники не кричат о своей инвалидности, понимая, что она не имеет отношения к искусству живописи.
Я просто могу напомнить ТО время в музейной деятельности соцреализма, когда после войны инвалидом был каждый второй художник, но ни его инвалидность, ни ветеранство никак не влияли на отзывы о его живописи. В огромных книгах отзывов была ТАКАЯ критика — и от зрителей, и от коллег — (я лично читала эти записи в 70-х), после которой можно было и разочароваться в своей гениальности.)))
То же касается и писательской деятельности — там ещё жёстче была критика в журналах — без учёта званий и наград, без снисхождения к инвалидности.
Так что, эта женщина «со стороны», отнюдь не надрываясь, позволит себе по этому вопросу остаться при своём мнении.)))
Так я не понял: нужно нарушать или нет? Ну, ладно, традиции своей (ответить чуть погодя) я не изменю. Но в рамках будущего нового литературного рандеву позволю уточнить формулировочку: «женщине ВОКРУГбальзаковского возраста»…. Чувствуете, как сразу включаются дополнительные опции? Эдак, провальсировать вокруг некоторых вопросов, красиво не вступить в них и деликатно уйти от ответа, оставив оппонента в виноватом недоумении – довольно «жестокий романс». Засим, на время оставляю Вас в компании со своим мнением, в ожидании предвкушения…
Если копнуть в диалектику – борьбу и единство противоположностей, то при любом раскладе «нарушать спокойствие» надо! Именно, готовность преодолеть инерцию оппонента говорит, в том числе, и о какой-то готовности самого потенциального нарушителя. «Тебе что — больше всех надо?» Нет, больше всех мне не надо» — вот так, подул легкий сквозняк – и простуда. …. Будьте здоровы, «Данко», не промочите ножки)))).
Что касается «личного» моего восприятия, то это естественно – я «…часть той силы, что вечно хочет…». И вот, КАК это хотение удовлетворить?!
Позиционирование «инвалидного» творчества – это проблема не самих авторов-инвалидов. Так же, как легко заниматься спекуляциями под маркой «детского» творчества (боже, сколько глупого и бездарного вылазит на всяких «новых годах», детских «фэстах» и «квестах»!!!), так же заманчиво и продвижение своих «брендов» на социо-культурных проектах. А благодетельность не терпит критики: «я, понимашь, даю, а кто-то кривится!?».
Но ведь было время, когда «ни инвалидность, ни ветеранство никак не влияли на отзывы о его живописи»? Было! А куда подевалось? Вот я и говорю: не найдете.
Что касается «писательской деятельности — там ещё жёстче была критика в журналах — без учёта званий и наград, без снисхождения к инвалидности», то….. скажу обтекаемо: членство в Союзе писателей/художников/композиторов и т.д (куда «вели все дороги») ТОГДА и ТЕПЕРЬ – большая разница. Было за что драться — Вы понимаете, ЗА ЧТО…
Ну, и возвращаясь к исходному пункту нашей полемики – как нашего брата на полях комментариев лбами столкнуть (ибо, художник «целующий» коллегу своего – это Пикассо, рисующий женщин с двумя глазами на одной плоскости — нонсенс))), отвечаю: НАДО СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМЫ – этические, мировоззренческие, личностные…. Естественно, в рамках ХУДОЖЕСТВЕННЫХ акций/выставок. Как понимаете, в наше время буйства социальных сетей, проблема общения исчезла. Заиметь «три тыщи» «друзей», кучу выставленных пальчиков-одобрямсов на каждую изобразительную, звуковую, текстовую глупость – и ты «совершенство» (ах, какое блаженство!!!). И зачем бродить в узких лабиринтах галереи «Атрибут», рискуя встретиться с минотавром Танюкевичем?!
И вот здесь необходимый штат «нарушителей спокойствия» — проблема, «простудиться» боятся. Будем искать…
Вспомнился Базаров: ««О друг мой, Аркадий Николаич!… — Об одном прошу тебя: не говори красиво».
В этом я , пожалуй, с моим любимым Евгением Базаровым не совпадаю : люблю, грешница, когда говорят «красиво», не «в лоб». Да и у самой опыта «красивого монолога» в моём «вокругбальзаковском» возрасте вполне хватает — в беседах с ровесниками прежде всего.
У Вас, Виктор, давно наблюдаю интересную способность: «красиво перекладывать с больной головы на здоровую».
Вначале сбить с толку активного советчика подозрениями в желании « пойти по следам разных реалити-шоу: раскопать компромат, вытащить белье, подсмотреть в скважину…», а потом его же обвинить в уходе от активности: «…вот так, подул легкий сквозняк – и простуда. …. Будьте здоровы, «Данко», не промочите ножки))))». И резюме: « необходимый штат «нарушителей спокойствия» – проблема, «простудиться» боятся».
И не знаешь — смеяться или плакать, помогать или отойти в сторонку, обидеться или махнуть рукой в очередной раз…
Так вот, минотавр Танюкевич, у кого-то недо-, у кого-то пере- по разным причинам, а права-то как всегда золотая середина!
И проблема, на мой взгляд, не в том, чтоб решить, «как нашего брата на полях комментариев лбами столкнуть», поскольку этого не требуется! Нужно другое: ПРОЯВИТЬ ИНТЕРЕС К ИСКУССТВУ КОЛЛЕГИ. Даже если разные методы, подходы, взгляды на современное искусство.( Сонечка Празднова уверена: у КАЖДОГО художника найдётся не менее пяти картин, которые ей понравятся. Вот — «устами младенца глаголет истина!» ) Так написать это автору выставленных работ! Пусть он знает, что к его труду неравнодушны коллеги… и не только минотавр… Что-то похвалите, что-то покритикуйте — свои же люди! Вот и не будет замыкания в персональной клетке!
Мне — реалисту в живописи — очень близко здесь, к примеру, творчество Анны Гадировой (жду её выставку) , не всегда понятны фантазии сюрреалистов, так ведь я и не настроена их понимать: я их ЧУВСТВУЮ! Если сюр нас трогает, значит он НЕ напрасен, интересен,перспективен…
Талантливый, оригинальный, разумеется, а не подражательство.
Виктор, задумалась над Вашими словами: «… НАДО СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМЫ – этические, мировоззренческие, личностные…. Естественно, в рамках ХУДОЖЕСТВЕННЫХ акций/выставок». Наверное, не создавать, а решать уже имеющиеся?
Проблемы, конечно, есть и поговорить на эту тему интересно (иначе китч вполне может поднять победный флаг ), но важней, мне кажется, вселить уверенность в творческого человека : он не зря работает, его искусство оценили коллеги и просто зрители и дали добро на движение вперёд. Да и самому художнику не лишне поговорить со зрителем, отозваться на комментарий, даже если не хочется «прыгать от радости»…
В остальном остаюсь при своём.)))
Желаю всем больших успехов!
Наталья Волкова — «нарушитель спокойствия» в Арт-галерее «Атрибут»