Мне не интересно, как люди двигаются, мне интересно, что ими движет. (Пина Бауш)
Меньше всего мне хотелось бы писать о балете, да и о танце вообще. Тогда о чем? Следовать словам эпиграфа о том, ЧТО движет персонажами? Для этого нужно находиться в интервале от танцовщика до теоретика танцев. Я, так сказать, прохожу по другому ведомству… Тогда о чем?
А если глубже нырнуть: ЧТО движет автором картины? Ну, в эту «пляску святого витта» лучше не погружаться – разве что соответствующему ведомству… А если еще глубже: ЧТО движет самим движением? Пожалуй, глубоковато будет… Лучше уж подняться в прогретый солнышком и богатый образным планктоном слой: итак – ЧТО движет автором? И тут автор садится на своего любимого «коня» — четырехмерность композиции и сюжета.
Имею в виду не пространственную категорию: длинна-ширина-высота-время… Хотя время и не является четвертым измерением, если следовать теории о взаимосвязи пространства-времени, где ключевым отличием пространства Минковского (или четырёхмерного многообразия с лоренцевой метрикой) от обычного евклидова пространства является то, что квадраты значений разностей времени и длин пространственных координат берутся с противоположными знаками…
Однако, не лучше ли, пока не поздно, перейти от эпистемологического «контекстуализма» к литературно-художественному «иносказанию»?
* * *
Итак: «pas de deux» (танец двоих) – 1,2,3
Видимо, заблуждением будет считать одним из партнеров птичку, пытающуюся как-то втянуть партнершу в предлагаемое действо. Тогда – кто же второй? На мой взгляд, довольно тонкий и «четырехмерный» намек дает постепенная экспансия… красного цвета, который, не будучи связанным аналогиями сценических декораций и освещения, вынуждает к предположению о синергичном взаимодействии нелокального фактора, скорее заигрывающего с архитектурой, чем с фигурой. Спросите: а птичка причем? А она является своего рода случайной величиной фактора различения сущности и видимости…
* * *
Что же мы наблюдаем в «terre a terre» («проза жизни» — мелкие технически сложные движения) – 4,5,6
И вот мысль наблюдателя, искушенная «прозой жизни» и продолжающая вектор драмы «pas de deux», трехмерно выводит видимую закономерность: после поглощения дамы неким «красным», в придачу ко всему еще и окончательно аннексировавшим свободное пространство, птичка топит свое одиночество, «давая гопака»… Но, прежде всего (это еще все в рамках трехмерности), пластика птицы скорее напоминает монгольский ритуальный «дэвиг», который, кстати, предваряет(!) схватку… И, как следствие, предполагается банальная мелодрама: в битве с врагом невидимым, растеряв все перья, он (она?) возвращает свою пару и после поцелуя на фоне заката (тоже красного), его в честь освобождения ее готовят и подают на пиршественный стол (благо, ощипан уже). Она же, поедая его (ее) сердце….
Далее спираль сюжета может раскручиваться бесконечно, но в рамках все той же «трехмерности», которая уже достала, как и мое текстовое занудство с претензией на глубокомыслие – такова «трехмерность»!!! Ну, и где же ЗДЕСЬ «дверь в стене», — спросите вы? А для начала разгадки (или загадки?) необходимо вернуться к трем предыдущим «pas de deux». Обратите внимание: в то время как «красное» заполняет интерьер, «красное» на танцовщице постепенно локализуется в ее туфельках — тенденция к конвергенции. А теперь сразу перекидываемся на тройку «terre a terre» — что мы видим? Появление красных локаций на полу (не говоря уж о трансформации поверхности оного)!!!!
И как сразу меняются акценты: и птичка уже из категории свидетеля переходит в категорию подозреваемого в соучастии… а дальше уже попахивает акциденцией из Эдгара По и Агаты Кристи.
* * *
И наконец «аdajio» (сольный танец, помогающий понять характер образа) – 7,8,9.
Что же, как ни юли, как не прикрывайся ницшеанской мизогинической объективацией, а трансгрессивный фактор (такова суровая реальность «трехмерности») бросает автора, если и не к ногам или в объятия, то на короткий поводок вокруг трансцендентной иррациональности женского образа. И спорадические попытки автора как-то удаляться в «четырехмерность» могут провоцировать наблюдателя к бриколажному «так ЧТО движет автором?».
Вот такое вдребезги изящно переведенное зрительское ожидание от расшифровки очередной головоломки последних трех «аdajio» к авторскому трансферному бэкапу тоже есть «четырехмерность! А что же вы думали?
2024 г.
Вельмі спадабалася! Дасканалыя выявы і выкшталцоны тэкст. Я зразумела чырвоны колер як спакусу заманіць і зжэрцi птушку, гэтая спакуса неадольна мучыць жанчыну, птушка трапечацца… У фiнале жанчына задаволена і вольная, спакусы больш няма. Але яна сама цяпер птушка.
Спасибо. Что ж, гастрономический прикус (или искус?) – приятное добавление к постному закатному планктону. Хотя есть опасение сведения трансгрессивной трехмерности к мелодраматической туфельке. Это как, пребывая в возвышенном размышлении о трансцендентной иррациональности женского образа, услышать звяканье посуды и сакраментальное «иди к-у-у-у-ушать!».
Сколько боли. Острой. Жадной. Жесткой
Заточенной в рамки, стены, нервы.
Не трёхмерной, а лениво- плоской.
Нет загадки, гибкости Минервы.
Нет любви. Нет веры. Нет полёта.
Лишь углы и линии с запретом.
Тарахтят, а не плывут от взлёта.
Тени, не естественны без света.
Холод. Леденящий душу, холод.
«Треуглы» — безвыходные муки.
По живому осознанью голод.
И скрипучие, пустые звуки
Агрессивно, черно-бело-красный.
Чуть огня, сгорит бумагой рыхлой.
И тогда, пылая, мир прекрасный,
Образ без углов, покажет тихо.
Lunnyi svet
2.08.24