Нигде ни единой птицы,
Нигде не качнется лист,
И только дрожат зарницы
И запад багров и мглист… (*)
Трудность в том, что бы начать… И не потому, что не хочется параллелей с «жарой египетской», что бушует за балконом. И сравнения с «прокисшим тестом» мысли, пытающейся принять наиболее соответствующую субстанцию этой поры – омлет. И уж меньше всего – цитирования благословенного процесса всего пиренейского, карибского и центрально-американского регионов – семантического переваривания пищи и мысли – сиесты. Так, с чего?
С начертания смысла еще не совсем расплавившейся мысли, впавшей в гордыню спора с какими-то смешанными чертами собственного отражения, устремленного к обратному.…
Еще несколько слов о местах, где предметности (докучливые декорумы полудня) – всего лишь ширмы теней, за которыми любые апостолы объективной обыденности превращаются в формы скользящих тел, сбрасывающих даже те смешанные черты воображения, под которыми «горации» искупительно приоткрывали «что от взора должно быть сокрыто».
Вот он, курящийся (синдром воплощенного присутствия гелия) фимиам вкушения «последнего куска на тарелке…» (**)
Вот теперь – сладострастие в восклицании:
Не я, и не он, и не ты,
И то же, что я, и не то же … (***)
Вообще-то, я не о картинах, которые всего лишь склонения того самого смысла, застывающего в начертательных проницаниях. Все дело в колеблющемся мареве полупрозрачных намеков — неуловимых, но осязаемых средоточий клеточных воспоминаний часов, свисающих с ветки…
Умрет садовник, что сажает семя,
И не увидит первого плода.
О, времени обманчивое бремя!
Недвижен воздух, замерла вода,
Роса, как слезы, связана с утратой,
Напоминает мумию кокон,
Под взглядом оживает камень статуй,
И ящерицы непостижен сон.
Фитиль уснет, когда иссякнет масло,
Ветра сотрут ступни горячей след.
Но нежная звезда давно погасла,
И виден мне ее горячий свет. (****)
———примечания————
(*) Теофил Готье «Пейзаж»
(**) От сербохорватского «сти́дак» (стыд) — «последний кусок на тарелке, который каждый стесняется брать»
(***) Иннокентий Анненский «Двойник»
(****) Илья Эренбург
2021
Выстава спадабалася. Цякучае мроiва святла i ценю, майстэрства стварэння вобразу сродкамі камп’ютэрнай графiкi… Асабліва карціна «Кропля». Цудоўна, Вiктар!!!
Марево, как форма застывшей жизни. Жизни, лишенной всякой динамики. Фантасмагорично и завораживающе жутковато. Почему-то больше всего поразила сама картина «Марево» — картина, выплывающая из какого-то тяжелого, полузабытого сна. Но на нее хочется долго смотреть и смотреть. И само марево там какое-то осязаемое.
Спасибо, Анна! Спасибо, Елизавета! Я уж сразу двоим отвечу. Да, «Цякучае мроiва…», «Марево, как форма застывшей жизни…» — это, пожалуй, основное состояние, которое хотелось передать. Тем более, что писалась эта серия как раз в период минской «жары египетской». Все что-то липлось…потелось…ленилось…таялось…подтекалось…Но, в жизни всегда есть место подвигу: решил для усиления эффекта и текст в такой же манере выдержать – что б уж добить окончательно))).
Скоро вот по осени раздождливится – чего размокшего-разлезжегося напишу…
Все работы понравились, но особенно зацепила » Сиеста». Зной этой безлюдной улочки осязаем. Кажется, солнце не пускает сюда ни людей, ни зверей, ни растения.Не хотела бы здесь оказаться летом…
Ещё в августе, впервые увидев эти работы Виктора на сайте «Искусство», я подумала о том, как соответствуют они моему ощущению — жара тридцатиградусная была в городе! Плавился асфальт, плавились мы, спасаясь только под кондиционерами, качался горячий воздух…
Но вот октябрь уж наступил… и хотя роща ещё не «отряхает последние листы», однако уже холодно по утрам, изморозь на ещё зелёной траве, и надо активно двигаться, чтоб не замёрзнуть.
А здесь, на картинах, всё тот же зной, ощущения жуткой жары не поменялись… Смотришь на эти неподвижные от зноя улочки и понимаешь, почему безлюдье, отчего ни травинки, ни листочка… и марево…
И поэтические вкрапления в текст эссе тоже уместны, они усиливают описанные мной ощущения, я эти строки принимаю и разделяю.
Хорошо!
Наталья, вот и согревайтесь, глядя на мою тематику: бесплатно, независимо от метеорологических колебаний и глобального…. кое-кто говорит о «новом ледниковом периоде»… В данном случае, тот случай, когда понятен смысл: «искусство вечно»! Спасибо.
Александра, лучше оказаться вечером и полакомиться тортильей (ну, не в полдень же?))), а потом завалиться под какую колыбельную тени и слушать падение капли… Спасибо.
Интересно, ещё бы очки 3D иметь,наверное совсем офигенно бы было! Сиеста получилась жаркой, но сейчас уже осень, что-то осеннее ожидается?
Осенняя пора – очей очарованье?…. Ну, не знаю…. Когда готовил «Сиесту», был потный. Значит, сейчас быть мне мокрым?… Тяжка юдоль моя…. но, раз женщины просят….
Да, именно так, раз просят, надо делать!)) Впрочем, по настроению!
» МАРЕВО» очень точное название картины в котором и содержание и суть,напоминает бесовское варево,зарево.Некоторое подобие ада на Земле.Это не жара-она слишком слаба!Это не зной-он чистый и белый!Это адская жаровня с тревожным,тяжелым заревом,где плавится и плывет реальность,стремясь воплотиться в мираж.Настолько интенсивен перегретый воздух,что вблизи теряются очертания предметов,
растекаются и темнеют(густеют)в пространстве краски.Прочувствовать в картине марево помогла мне бывшая моя служба в каменной пустыне Казахстана,где единственной отрадой была весна с ковром тюльпанов до горизонта.В остальном жуткая жара летом с колыхающемся воздухом и жуткий холод зимой,когда пальцы прилипают к металлу. Виктор,спасибо за сильную картину!
Борис.
Да, Борис, спасибо за «спасибо». Чувствую, что прочувствовано Вами. Это, конечно, интересное сравнение с бесовской «кухней»…. или «химчисткой… на пару»))). Хотя, думается мне, на пути от классической сиесты до адской ДУХовки есть множество промежуточных пунктов предлагаемых обстоятельств. Как раз, эту реакцию сознания в этих пунктах я и хотел изобразить. К слову: перечисляя, чем «Марево» НЕ является, Вы не обратили внимания на поддержку этих качеств другими работами.
— «Это не жара-она слишком слаба!» — необходимый уровень создает «Тортилья под открытым небом».
— «Это не зной-он чистый и белый!» — это «Сиеста», как уже отмечалось выше.
— «…где плавится и плывет реальность» — «Точка кипения», где всё, пока еще сохраняющее свою идентификацию, готово к полиморфному преобразованию.
Конечно, какую-то надежду на «ветер перемен» вселяет «Явление капли»… ибо «верьте и по вере воздастся».
Вот такой «комплексный подход»…. А с казахстанскими морозами я знаком так же по службе в армии (части сопровождения). Несли охрану секретных «литеров» в движении на тормозной площадке. В «лучшие времена» при смене караула на остановках приходилось брать застывшего часового (это при тулупе и валенках!) на ручки и тащить в караульный вагон к печке… оттаивал – служба!
Угадал Виктор и последовательность с которой я выделил картины из серии:»Марево»,»Сиеста»,»Рождение капли»,и оценочную характеристику,которую я привнес в «Марево» после знакомства с «Сиестой»-«Это не зной-он белый и чистый».Остальные твои картины требуют подготовленности обычного зрителя,привыкшего доверять реальности и не готового к видению в ней фрагментарности,отвлечен-
ности.Хотя «Рождение капли» очень красивое произведение.Произведение-ребус,смотрится с удовольствием и навевает многие мысли при его разгадке у зрителя-реалиста.» Сиеста» вообще высший пилотаж,на мой взгляд сильнее «Марево».Хотя это и не в русской традиции,но и русский пейзаж я думаю не возбраняется при такой подсказке.Хотя это и не важно ,но вопрос имеется-где мы?Здесь можно подсмотреть разные мотивчики: восточные,южные русские,испано-итальянские.где много света и воздуха,белого солнца.
С улыбкой усадил у стены дома нескольких,высохших на жарком солнце,аксакалов в чалмах и ящиком дымящегося динамита в ногах.
Тут же и белая хибара таможенника Верещагина,которому за державу обидно.Всплыли образы-«Тамань-растамань-таракань»,» Прекрасен летом южный берег Крыма…и воздух светлый и густой»,» Ах,Одесса,жемчужина у моря!»Здесь,перед убогим жилищем,аккуратно вымощена площадка с ровным камнем.Может быть на ней прохладными вечерами вытанцовывают испанские труженики?Не хватает знаний чтобы определиться.
«СИЕСТА».Свет ярчайшего полуденного солнца выбелил безлюдные улицы.Белые стены домов стали еще белее.Жар нагретых улиц обжигает босые ноги.Укрывшись от зноя, притихли животные.Лениво ,в прохладной тени жилищ,дремят люди,лишь назойливая муха,нарушая покой,настойчиво бьется о стекло окна,противно звеня.Это здоровое,светлое тепло,дарующее после отдыха свежесть души и тела,а не изматывающая,без исходная марь.
Молодец,Виктор!
Борис.
Виктор,прошу прощения за оговорку-» Явление капли»
Борис.
«…но вопрос имеется — где мы?» — конечно, хочется как-то охватить все глобально, но есть опасность растяжения в «творческом паху». А потому, скромненько так: за базовое состояние всей серии взята аллюзия к местам подвига благородного идальго Д-К. Ламанчского))): выженность пейзажа, выженность нравов… Даже чувства подобны «назойливой мухе, нарушающей покой, настойчиво бьющейся о стекло окна, противно звеня» (это про чувства к «Дульсинее»).
«…зрителя, привыкшего доверять реальности и не готового к видению в ней…» — тут есть опасность погрузиться в «зыбучие пески» рассуждений «а что есть реальность»?….
Впрочем, Борис, не буду злоупотреблять Вашим вниманием и надоедливо навязывать свои сентенции (словно тая муха). Процесс у меня постоянный, так что «испанским труженикам» будет еще где разгуляться… Спасибо еще раз.