«Родился, учился, не привлекался…» и т.д., как в старых анкетах, ничего не дает зрителю. Всегда думаю, неужели это кому-то интересно? Люблю, когда на выставках задают много вопросов, даже пытаюсь перестроить обычные официозы со скучными речами на диалог со зрителем. Если много спрашивают о творчестве, истории написания отдельных картин, даже о названиях – значит, что-то зацепило, заставило задуматься, даже если интерес к чему-то просто из любопытства — все это лучше и живее, чем заигранные однотипные импрезы, иногда напоминающие мне рекламные презентации товаров.
* * *
Из того, что хочется сказать о себе: два любимых города в сердце – родной Лепель (Витебщина) и не менее близкий Минск, где уже столько пережито: окончание школы, университет, защита диссертации по генетике, долгая работа в Академии наук и, конечно, личная жизнь. Но родные края, где прошло детство, наверно, формируют человека, пусть еще маленького, как личность. Окружающие тогда река и озеро, сад с цветами, птичками, бабочками, разными букашками (и названий-то их не знала) – все это сделало из меня ученого-биолога и художника. Многое хотелось познать и рассказать об этом другим. И если в многочисленных научных статьях можно было сделать это словами и, после многолетних экспериментов, анализа, логики и математических расчетов, представить в виде выводов, то в живописи свои инструменты – кисти и краски, а еще наблюдения и раздумья, а вывод – картина. Но научное прошлое, наверно, дает себя знать: до сих пор главное в картине для меня – смысл. Все остальное на втором плане: композиция, стилистика, колорит. Над этими моментами не задумываюсь, они непроизвольно диктуются самой темой, какую выбираешь для работы.




Многие работы, особенно ранние, о родных местах (дальние зарубежные поездки будут позже, как и картины о них). А по возвращении из экзотических стран, городов, островов опять душа просит своего родного, с детства любимого. И снова появляются новые картины, где вместо пальм и океанских волн на полотне наши знакомые цветы, спутники всей жизни, и, конечно, мелодии моей любимой поры – осени.








Осенью принято подводить итоги. Оглядываясь назад, а это почти 20 лет работы в живописи, более 60 выставок в стране и за рубежом, в том числе 15 персональных, пытаешься оценить свой труд (хотя, по большому счету, это должен делать зритель). Особенно урожайным был 2019 год, когда пришлось участвовать в большом количестве международных выставок современного искусства (Россия, Дания, Израиль, Китай). Представленная в Дании картина заняла 2-ое место в номинации «Историческая картина». Выставки были интересны тем, что можно было показать свои картины, выполненные в разных стилевых решениях (авангард, абстракция, виженари-арт и др.).
Более детально с моим творчеством можно познакомиться на сайте
https://svetlana-matveenko.wixsite.com/painting.
Там же можно посмотреть онлайн или скачать электронную версию альбома моих картин.
Светлана Матвеенко
2020 г.
Светлана, прекрасная выставка! Но хотелось бы и здесь видеть больше работ, особенно серии ЭМОЦИИ…
Анна, не торопите…Радость нужно пить понемножку, растягивая удовольствие! Все будет!
Спасибо, Виктор, за прекрасную организацию выставки, техническое воплощение идей. А эмоции ещё будут, ведь, как поётся, «жизнь кончается не завтра…».
Наверное, с моей душой что-то не в порядке. Не в смысле внутреннего смятения, а в смысле места «(о)витания». Место-то, оно, конечно есть, но, видать, какое-то неуютное, без удобств… Вернее, удобства «на улице»… Вернее, в чужих «дворах»… Это вступление прошу считать «вытиранием ног о коврик» при входе в… на…. к… генетику из Академии наук!!!
Оглядываясь кругом, готовлюсь обозревать какое-нибудь дигибридное скрещивание разных гомозиготных генотипов в момент перехода из доминантных аллелей волосатости к рецессивной лысости… (ну вот, я же говорил: не в порядке…).
Но, увидал… А кто-то говорил, что «… научное прошлое, наверно, дает себя знать: до сих пор главное в картине для меня – смысл. Все остальное на втором плане ….»? Позвольте не согласиться! Именно «композиция, стилистика, колорит» и создают вариации, столь милые для наших дискретных наследований.
Давайте уберем названия картин, определяющих конкретную заданность осмысления.
Глядя на «Песенку» (без названия), я не буду знать, что это песенка. Но, колокольчиковые удары на мерцающем ультрамариново-лилово-бирюзовом фоне, лимонных то ли листков, то ли канареек, уже порождают внутреннее звучание.
А «Осенняя мелодия» (без названия)? Да ходил ли кто из зрителей по доброй памяти Лошицкому парку (до реконструкции) по кленовой аллее в период золотого буйства опавшей и еще висящей листвы (хвала тогдашней бесхозяйственности)? Я – ходил! И, оглядываясь периодически вокруг – нет ли кого, подобно маралу в брачный период, выдавал рулады под шорох подбрасываемой ногой листвы… (я ж говорю: не в порядке).
А «Летнее ненастье» (без названия)? Последождевой заброшенный яблоневый сад в спускающихся сумерках… Кажется, я погружаюсь в «Ностальгию».
Нет, Светлана, Ваш ученый-биолог ушел куда-то в поисках генетических маркеров различных митохондриальных ДНК. И нехай идет! А я приветствую художника (поэта, интуитивиста, импрессиониста… и дальше по списку), которой так приятно преподнести букет тюльпанов… нет – два букета… нет – три!!!! Впрочем, «Тюльпанов много не бывает»…..
(вот теперь – в порядке!)
Спасибо, Виктор, за «разбор полётов». Ну что же, я согласна слегка отступить от науки, попытаться оставить её в прошлом (хотя говорят, что учёных в прошлом не бывает). На своих выставках я иногда говорю, что у меня сейчас вторая жизнь, с чистого листа, второй шанс в чём-то проявиться. На последнем интервью на радио даже сказанула о множественности наших «Я» в каждом человеке, только успевай реализовывать. И интуиции, наверно, в каждом из нас хватает, только мы не всегда к ней прислушиваемся, а зря (столько можно «натворить»). Говоря образно в науке я была «физик» (хотя всё-таки генетик), а вот в живописи, да и, вообще, по жизни — «лирик» и неисправимый фантазёр.
Уважаемая Светлана Николаевна , неоднократно и подолгу смотрела на Ваши работы, получая удовольствие. Пишите , что любите Осень . Я люблю Весну в любом ее проявлении, а Осень — когда она дарит праздник душе буйством красок. Глядя на Ваши работы, будь то «Росистое утро», «Куда уходит детство», «Цветет вереск»- передо мной -весенняя чистота, начало начал, жизни ; «Тюльпаны…», «Палитра радости» — снова Весна,букет цветов-красок на волне жизни; «Ветренно»- кружение, вальс жизни; «Летнее ненастье»- задумчивость; «Засентябрило»- полет души; «Осенняя мелодия»- солнечный свет, благодать. И все — родная наша природа! Спасибо за красоту, за эмоции. Творческих Вам Удач и прочих также .
Спасибо А.Н.М. за отзыв. Художнику всегда приятно, если картины доставляют зрителю радость, эстетическое удовольствие, вызывают приятные ассоциации. Не все картины у меня радостные, есть и грустные, даже печальные; но ведь и жизнь наша полна разнообразием чувств. А художник только пытается отобразить это на полотне.