Мудрые говорили: хочешь познать мир – познай себя. Внешность человека видна всем, она узнаваема, поступки его тоже можно наблюдать, а вот свои эмоции, переживания и настроения человек зачастую скрывает даже от самого себя. Как же проявляются и выглядят наши эмоции, как можно их представить, с чем сравнить? Чтобы ответить на этот вопрос, стала искать визуальное решение, потом это стало основной темой творчества. И теперь, спустя годы, темы, которые считаю для себя наиболее важными и которые хочется изучать и показывать – это эмоции человека, его характер, настроения (не внешние данные) — всё то, что называют «внутренний мир». Это есть у каждого из нас, это нельзя измерить, взвесить, увидеть, можно только попытаться представить в виде отдельных образов, стихий, символов, сочетаний знакомых предметов.
Иногда картина (чаще — одновременно несколько) обдумывается долго, пишется после череды наблюдений и впечатлений, в другой раз — некое озарение приходит сразу, но подойдя к мольберту нельзя быть уверенным в конечном результате. А виной тому любимая импровизация. Это самое увлекательное, что может быть в творчестве. Суть задуманного, конечно, остается, но сам вид картины бывает непредсказуем. Многие работы не сразу выставляю, даю им «отстояться» год-другой, даже несколько; и только после свежего взгляда и уверенности, что можно показать, отдаю в экспозицию. А дальше – суд зрителя, волнующий момент. Всегда интересно наблюдать, как зрители ощущают твои картины: над некоторыми долго стоят, рассматривают, думают, у других расслабленно улыбаются, а от тяжелых эмоций, бывает, отходят со слезами, потом благодарят, наверное, они больше всего задевают за живое: у каждого из нас есть, что вспомнить радостного и печального в этой «полосатой» жизни.
Не люблю писать на заданные темы или к конкретным выставкам. Мешают «рамки» этой темы, или она не подходит под состояние и настрой души. Какой уж там будет творческий полёт, а ползти с усилием – не мой путь.
Не люблю писать на заказ, так как долго вхожу в конкретную тему, не соответствующую моим мыслям и планам. Исключения редки: так после предложения написать пару картин для выставки в Национальном художественном музее, посвященной празднику Божоле Нуво во Франции (праздник молодого вина), свою картину «Виноградники Франции» увидела перед собой (или внутри себя, если угодно) пока сбегала по ступенькам у входа в музей. Перед глазами, как в ускоренной съёмке, промелькнули и виноградники, и многочисленные шато, и погреба с бочками вина – короче, все экскурсии по Франции, Парижу и, особенно, замкам и винодельням в долине Луары.
Как не старайся, а жизнь преподносит разные сюрпризы, которые и выражаются у нас разными, нередко негативными, проявлениями. А вот поездки, даже самые отдаленные или трудные, оставляют всегда приятные воспоминания и радостные эмоции. Наверное, любого жителя равнинной страны завораживают океанские просторы, величественные горы и вулканы, экзотические формы жизни, необычная архитектура прошлых веков.
Как правило, пишу сериями: «поиски истины», «эмоции», «характеры», «настроения», «колориты», «Альпы», «тропики» и т.д.
Многие картины из этих серий можно увидеть на сайте https://svetlana-matveenko.wixsite.com/painting
Светлана Матвеенко
2020
Великолепно!
Очень красиво,неожиданно и свежо!Мое почтение автору. Покупают?
Спасибо, Алексей. Один очень известный наш художник сказал, что у меня не женские картины, правда сказал вроде с одобрением. Самой о своих работах судить сложно. да и, наверно, нельзя. Сами серии картин очень разные, в жизни накопилось много всего увиденного и пережитого — вот и результат. Я уважаю художников любых направлений и стилей (если работы хорошие и цепляют), но самой мне писать то, что видишь глазами — мало, просто скучно. По поводу продаж — бывает по-всякому, но, к счастью мне не надо зарабатывать на жизнь картинами, поэтому могу расслабиться, предоставить всё случаю и работать, как хочется. Вам желаю дальнейших успехов, всегда смотрю с интересом Ваши работы на ФБ.
Скажу, как художник (не претендуя на известность), что картины Ваши, Светлана, все-таки женские.
Другой вопрос, что женщины сами разными бывают. В Вашем случае, в едину творческую смесь сошлись Ваш научно-опытный менталитет и художественная свободная (от зарабатывания картинами) чувственность. Тематические подборы работ Вы формируете, словно… геномы в пробирках (категорически не смешивать!))). Но, в то же время во всех… да, во всех сюжетах сквозит некое женское безразличие к смысловой достоверности изображения (вот, шоб Вы так к собственному гардеробу относились – так нет!). Вот (навскидку), «Вход в Ватикан»… Ватикан!!!!…Ну, уж чего только в голову (даже сюрреалистическую) не приходит по аналогии? А у Вас… а у Вас впечатление начинающей католички, впервые подходящей к этим вратам. И ничегошеньки она не знает об ихней иерархии, ни о тайной библиотеке, ни о аморальных скандалах… да о многом она не знает… А ей это нужно!!?? А за светлыми(!) колоннами видит она другое(!) Небо и ничего грязного между ними — женщине простительно.
Пожалуй, не по космичности, но по музыкальности я бы сравнил Ваши работы с живописью Чурлениса: та же смысловая «безскелетность» и осязаемая конструкция ощущений…
Будьте всегда и во всем так свободны….
Что-то еще хотелось по «Видению»… но на «пробирке вижу этикетку» «руками не трогать»…
После ваших комментариев, Виктор, всегда целый ворох мыслей в голове (но женщине всё простительно). Не Вы первый упоминаете (сравниваете) с Чурлёнисом. Ещё лет так десять назад наш замечательный искусствовед Т.Гаранская, которая написала потом обо мне книгу, рассказывала и показывала мои работы своим студентам и проводила аналогии с великим художником. Наверно, это лестно, но я всё-таки хочу быть сама собой. А вот с чем я у Вас не соглашусь, так это по поводу «женского безразличия к смысловой достоверности». Может достоверность и не всегда должна быть (это же творчество, а не копирование), но его величество СМЫСЛ — для меня главное и в своих, и в чужих работах. Об этом я уже писала в комментариях к первой выставке в «Атрибуте» и это всегда подчёркиваю на своих персональных выставках. Какая бы не была красивая картина у другого автора, если я не вижу, не чувствую в ней смысла (хотя у автора он может быть совершенно другой), то такая работа для меня не представляет интереса. Вот ощущение свободы — это да, это ценно и просто необходимо для меня в творчестве, из-за этого порой отказываешься от весьма заманчивых предложений, но как говорится: «не хлебом единым…».
Сегодня читаю в Вайбере отзыв одного зрителя: «…картины «На волнах грусти», «Печаль», «Ярость» сильно взволновали. Сейчас как раз нахожусь в таком состоянии души». С одной стороны — хорошо, что зрители откликаются, сопереживают с автором такие тяжёлые эмоции, с другой — так хочется, чтобы у всех их было как можно меньше, чтобы все были радостными и счастливыми. Думаю, радоваться и созидать -основные наши цели на общем маленьком шарике по имени Земля.
Насчет аналогии с Чурленисом (это про «хочу быть собой») – это Вы зря «хотите не быть». Все мы хотим быть великими-неповторимыми. А вот готовы ли мы пройти путь великих – это вопрос? И какую цену готовы заплатить – тоже готовы ли? Есть такие понятия: созвучие, тождество, гармонизация. Вот чувствовать себя в ряду такого созвучия, да еще с великими лидерами – это и есть «звучание органа». И вообще, искусствоведам виднее – смиритесь!
Во фразе «женского безразличия к смысловой достоверности» конечно же, я делал акцент на слове «достоверность». И это вообще-то был комплимент, поскольку я сторонник эволюции художественной формы к абстрагированию (а значит, к многосмысловости!) восприятия образов. И Вы, на мой взгляд, движитесь в данном направлении. Смысл работам придают названия. Уберите их, и…. кто догадается, что то – «Вход в Ватикан»? (что никак не умаляет ощущение чистоты и легкости). Уберите название «Бушует Рейс» — и никто не об этом не догадается, но…. контраст жесткого угла монолита с обтекающей светлой лентой создает ощущение динамичного дискомфорта, поединка – и это важнее! Не бойтесь быть непонятой – женщине это простительно))).
Цитирую Виктора: «Смысл работам придают названия». Названия у меня, чтобы подчеркнуть, о чём думала и писала; зрителям предоставляется право увидеть нечто своё, особенное. Знаю абстракционистов, которые пишут свою работу (возможно, очень хорошую) и уже по окончании процесса ищут подходящее название, даже просят зрителей через ФБ, чтобы помогли обозвать картину. Ни в коем случае не хочу их критиковать, у каждого автора свой подход. Но я изначально сочиняю (придумываю) в воображении этот самый смысл, то бишь содержание, а потом его визуализирую для себя и других. А многосмысловость в работе — это даже важно, по-моему; я не хочу зрителю навязывать своё видение сюжета, пусть каждый воспринимает по-своему. Как известно — размышления украшают человека.
Смотрю, пересматриваю «Аватары эмоций» Светланы Матвеенко . Захватывает, вызывает особый подъем чувств «Ярость». Не оставляют равнодушными «Видение», «На волнах грусти», «Весна на острове Тенерифе» , а как завораживает «Играет орган». Все работы вызывают отклик в душе. Люди все разные, и восприятие мира-тоже. Но удовольствие от просмотра- огромное. Спасибо художнику.
Светлана, поздравляю с чудесной выставкой! Немного работ, можно сосредоточиться на каждой, текст прекрасный, всё впечатляет и сразу зовёт к размышлением… «Вход в Ватикан» великолепный, такой портал открывается и уже входишь туда… И какая разница, что там у них было, пусть историки расковыривают, картина художника С. Матвеенко это другой пласт сознания. Когда посмотришь на что — то яркое и потом закроешь глаза, внутри остаётся отпечаток, абрис, нечто неуловимое. Так и на сетчатке души художника остаётся этот отпечаток от того,что эмоционально взволновало, поразило и ищет своего выхода на холст. Светлана мастерски владеет этой трансляцией эмоций, и какие-то приземленные детали абсолютно ей не нужны — как, например, в картине «Бушует Рейс». Придёт на берег А. Гадирова, поставит этюдник и будет убиваться над световоздушной средой, тенями от скал и прозрачностью воды — но это совсем другая история… Света, ты умеешь видеть и передавать то прекрасное, невыразимое словами, но так трогающее душу!!!
Спасибо А.Н.М. и Анне Гадировой за отзывы. Так приятно, когда твои впечатления и эмоции от увиденного и пережитого оставляют след и в других, наверно, родственных тебе душах. Это всегда вдохновляет художника на новые творения.