Светлана Матвеенко. Аватары эмоций

Светлана Матвеенко. Аватары эмоций

 

Мудрые говорили: хочешь познать мир – познай себя. Внешность человека видна всем, она узнаваема, поступки его тоже можно наблюдать, а вот свои эмоции, переживания и настроения человек зачастую скрывает даже от самого себя. Как же проявляются и выглядят наши эмоции, как можно их представить, с чем сравнить? Чтобы ответить на этот вопрос, стала искать визуальное решение, потом это стало основной темой творчества. И теперь, спустя годы, темы, которые считаю для себя наиболее важными и которые хочется изучать и показывать – это эмоции человека, его характер, настроения (не внешние данные) — всё то, что называют «внутренний мир». Это есть у каждого из нас, это нельзя измерить, взвесить, увидеть, можно только попытаться представить в виде отдельных образов, стихий, символов, сочетаний знакомых предметов.

Иногда картина (чаще — одновременно несколько) обдумывается долго, пишется после череды наблюдений и впечатлений, в другой раз — некое озарение приходит сразу, но подойдя к мольберту нельзя быть уверенным в конечном результате. А виной тому  любимая импровизация. Это самое увлекательное, что может быть в  творчестве. Суть задуманного, конечно, остается, но сам вид картины бывает непредсказуем. Многие работы не сразу выставляю, даю им «отстояться» год-другой, даже несколько; и только после свежего взгляда и уверенности, что можно показать, отдаю в экспозицию. А дальше – суд зрителя, волнующий момент. Всегда интересно наблюдать, как зрители ощущают твои картины: над некоторыми долго стоят, рассматривают, думают, у других расслабленно улыбаются, а от тяжелых эмоций, бывает, отходят со слезами, потом благодарят, наверное, они больше всего задевают за живое: у каждого из нас есть, что вспомнить радостного и печального в этой «полосатой» жизни.

Не люблю писать на заданные темы или к конкретным выставкам. Мешают «рамки» этой темы, или она не подходит под состояние и настрой души. Какой уж там будет творческий полёт, а ползти с усилием – не мой путь.

 

Матвеенко С. Видение
Видение

 

Матвеенко С. Удивление
Удивление

 

Матвеенко С. Боль
Боль

 

Матвеенко С. Спящий вулкан. Гнев
Спящий вулкан. Гнев

 

Матвеенко С. Ярость
Ярость

 

Матвеенко С. Стресс
Стресс

 

Матвеенко С. Печаль (триптих). Одиночество. Страх. Бездна
Печаль (триптих). Одиночество. Страх. Бездна

 

Матвеенко С. На волнах грусти
На волнах грусти

Не люблю писать на заказ, так как долго вхожу в конкретную тему, не соответствующую моим мыслям и планам. Исключения редки: так после предложения написать пару картин для выставки в Национальном художественном музее, посвященной празднику Божоле Нуво во Франции (праздник молодого вина), свою картину «Виноградники Франции» увидела перед собой (или внутри себя, если угодно) пока сбегала по ступенькам у входа в музей. Перед глазами, как в ускоренной съёмке, промелькнули и виноградники, и многочисленные шато, и погреба с бочками вина – короче,  все экскурсии по Франции, Парижу и, особенно, замкам и винодельням в долине Луары.

Как не старайся, а жизнь преподносит разные сюрпризы, которые и выражаются у нас разными, нередко негативными, проявлениями. А вот поездки, даже самые отдаленные или трудные, оставляют всегда приятные воспоминания и радостные эмоции. Наверное, любого жителя равнинной страны завораживают океанские просторы, величественные горы и вулканы, экзотические формы жизни, необычная архитектура прошлых веков.

 

Матвеенко С. Бушует Рейс
Бушует Рейс

 

Матвеенко С. Весна на острове Тенерифе
Весна на острове Тенерифе

 

Матвеенко С. Виноградники Франции
Виноградники Франции

 

Матвеенко С. Вход в Ватикан
Вход в Ватикан

 

Матвеенко С. Играет орган
Играет орган

 

Как правило, пишу сериями: «поиски истины», «эмоции», «характеры», «настроения», «колориты», «Альпы», «тропики» и т.д.

Многие картины из этих серий можно увидеть на сайте   https://svetlana-matveenko.wixsite.com/painting

Светлана Матвеенко

2020

There are 10 comments
  1. Алексей ляпин художник

    Великолепно!

  2. Алексей Ляпин художник

    Очень красиво,неожиданно и свежо!Мое почтение автору. Покупают?

  3. Спасибо, Алексей. Один очень известный наш художник сказал, что у меня не женские картины, правда сказал вроде с одобрением. Самой о своих работах судить сложно. да и, наверно, нельзя. Сами серии картин очень разные, в жизни накопилось много всего увиденного и пережитого — вот и результат. Я уважаю художников любых направлений и стилей (если работы хорошие и цепляют), но самой мне писать то, что видишь глазами — мало, просто скучно. По поводу продаж — бывает по-всякому, но, к счастью мне не надо зарабатывать на жизнь картинами, поэтому могу расслабиться, предоставить всё случаю и работать, как хочется. Вам желаю дальнейших успехов, всегда смотрю с интересом Ваши работы на ФБ.

  4. Виктор

    Скажу, как художник (не претендуя на известность), что картины Ваши, Светлана, все-таки женские.
    Другой вопрос, что женщины сами разными бывают. В Вашем случае, в едину творческую смесь сошлись Ваш научно-опытный менталитет и художественная свободная (от зарабатывания картинами) чувственность. Тематические подборы работ Вы формируете, словно… геномы в пробирках (категорически не смешивать!))). Но, в то же время во всех… да, во всех сюжетах сквозит некое женское безразличие к смысловой достоверности изображения (вот, шоб Вы так к собственному гардеробу относились – так нет!). Вот (навскидку), «Вход в Ватикан»… Ватикан!!!!…Ну, уж чего только в голову (даже сюрреалистическую) не приходит по аналогии? А у Вас… а у Вас впечатление начинающей католички, впервые подходящей к этим вратам. И ничегошеньки она не знает об ихней иерархии, ни о тайной библиотеке, ни о аморальных скандалах… да о многом она не знает… А ей это нужно!!?? А за светлыми(!) колоннами видит она другое(!) Небо и ничего грязного между ними — женщине простительно.
    Пожалуй, не по космичности, но по музыкальности я бы сравнил Ваши работы с живописью Чурлениса: та же смысловая «безскелетность» и осязаемая конструкция ощущений…
    Будьте всегда и во всем так свободны….
    Что-то еще хотелось по «Видению»… но на «пробирке вижу этикетку» «руками не трогать»…

  5. После ваших комментариев, Виктор, всегда целый ворох мыслей в голове (но женщине всё простительно). Не Вы первый упоминаете (сравниваете) с Чурлёнисом. Ещё лет так десять назад наш замечательный искусствовед Т.Гаранская, которая написала потом обо мне книгу, рассказывала и показывала мои работы своим студентам и проводила аналогии с великим художником. Наверно, это лестно, но я всё-таки хочу быть сама собой. А вот с чем я у Вас не соглашусь, так это по поводу «женского безразличия к смысловой достоверности». Может достоверность и не всегда должна быть (это же творчество, а не копирование), но его величество СМЫСЛ — для меня главное и в своих, и в чужих работах. Об этом я уже писала в комментариях к первой выставке в «Атрибуте» и это всегда подчёркиваю на своих персональных выставках. Какая бы не была красивая картина у другого автора, если я не вижу, не чувствую в ней смысла (хотя у автора он может быть совершенно другой), то такая работа для меня не представляет интереса. Вот ощущение свободы — это да, это ценно и просто необходимо для меня в творчестве, из-за этого порой отказываешься от весьма заманчивых предложений, но как говорится: «не хлебом единым…».
    Сегодня читаю в Вайбере отзыв одного зрителя: «…картины «На волнах грусти», «Печаль», «Ярость» сильно взволновали. Сейчас как раз нахожусь в таком состоянии души». С одной стороны — хорошо, что зрители откликаются, сопереживают с автором такие тяжёлые эмоции, с другой — так хочется, чтобы у всех их было как можно меньше, чтобы все были радостными и счастливыми. Думаю, радоваться и созидать -основные наши цели на общем маленьком шарике по имени Земля.

  6. Виктор

    Насчет аналогии с Чурленисом (это про «хочу быть собой») – это Вы зря «хотите не быть». Все мы хотим быть великими-неповторимыми. А вот готовы ли мы пройти путь великих – это вопрос? И какую цену готовы заплатить – тоже готовы ли? Есть такие понятия: созвучие, тождество, гармонизация. Вот чувствовать себя в ряду такого созвучия, да еще с великими лидерами – это и есть «звучание органа». И вообще, искусствоведам виднее – смиритесь!
    Во фразе «женского безразличия к смысловой достоверности» конечно же, я делал акцент на слове «достоверность». И это вообще-то был комплимент, поскольку я сторонник эволюции художественной формы к абстрагированию (а значит, к многосмысловости!) восприятия образов. И Вы, на мой взгляд, движитесь в данном направлении. Смысл работам придают названия. Уберите их, и…. кто догадается, что то – «Вход в Ватикан»? (что никак не умаляет ощущение чистоты и легкости). Уберите название «Бушует Рейс» — и никто не об этом не догадается, но…. контраст жесткого угла монолита с обтекающей светлой лентой создает ощущение динамичного дискомфорта, поединка – и это важнее! Не бойтесь быть непонятой – женщине это простительно))).

  7. Цитирую Виктора: «Смысл работам придают названия». Названия у меня, чтобы подчеркнуть, о чём думала и писала; зрителям предоставляется право увидеть нечто своё, особенное. Знаю абстракционистов, которые пишут свою работу (возможно, очень хорошую) и уже по окончании процесса ищут подходящее название, даже просят зрителей через ФБ, чтобы помогли обозвать картину. Ни в коем случае не хочу их критиковать, у каждого автора свой подход. Но я изначально сочиняю (придумываю) в воображении этот самый смысл, то бишь содержание, а потом его визуализирую для себя и других. А многосмысловость в работе — это даже важно, по-моему; я не хочу зрителю навязывать своё видение сюжета, пусть каждый воспринимает по-своему. Как известно — размышления украшают человека.

  8. А.Н.М.

    Смотрю, пересматриваю «Аватары эмоций» Светланы Матвеенко . Захватывает, вызывает особый подъем чувств «Ярость». Не оставляют равнодушными «Видение», «На волнах грусти», «Весна на острове Тенерифе» , а как завораживает «Играет орган». Все работы вызывают отклик в душе. Люди все разные, и восприятие мира-тоже. Но удовольствие от просмотра- огромное. Спасибо художнику.

  9. Анна Гадирова

    Светлана, поздравляю с чудесной выставкой! Немного работ, можно сосредоточиться на каждой, текст прекрасный, всё впечатляет и сразу зовёт к размышлением… «Вход в Ватикан» великолепный, такой портал открывается и уже входишь туда… И какая разница, что там у них было, пусть историки расковыривают, картина художника С. Матвеенко это другой пласт сознания. Когда посмотришь на что — то яркое и потом закроешь глаза, внутри остаётся отпечаток, абрис, нечто неуловимое. Так и на сетчатке души художника остаётся этот отпечаток от того,что эмоционально взволновало, поразило и ищет своего выхода на холст. Светлана мастерски владеет этой трансляцией эмоций, и какие-то приземленные детали абсолютно ей не нужны — как, например, в картине «Бушует Рейс». Придёт на берег А. Гадирова, поставит этюдник и будет убиваться над световоздушной средой, тенями от скал и прозрачностью воды — но это совсем другая история… Света, ты умеешь видеть и передавать то прекрасное, невыразимое словами, но так трогающее душу!!!

  10. Спасибо А.Н.М. и Анне Гадировой за отзывы. Так приятно, когда твои впечатления и эмоции от увиденного и пережитого оставляют след и в других, наверно, родственных тебе душах. Это всегда вдохновляет художника на новые творения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://gallery.beloi.by/wp-content/uploads/2021/02/fon21.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: no-repeat;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 150px;}