Наверное, подводить какие-то итоги рановато, но, тем не менее…
Я уже полтора года, как перестал быть художником. Просматривая свои работы, я далеко не всегда испытываю удовлетворение. Чувствую боль, иногда раздражение. Ведь можно было иначе, ведь можно было сложнее. Все ушло. Остались символы.
Быть серьезным художником? Претендовать на место в вечности? Казалось бы, автор должен отдавать себе отчёт, на что он претендует в этом отрезке времени. Работы вроде бы есть, а отчёта нет. Почему? Да, потому, что я ещё жив. Жив и очень хочу создать нечто принципиально другое. Но, я знаю: дай мне холст и краски, дай мне возможность творить, и я сразу же забуду о неких «целях» и «задачах».
Я больше склонен доверять интуиции, чем разуму. Живопись «от ума» может быть интересной. Но от мыслей устаешь. Устаешь, также и от отсутствия мыслей. От всего можно устать, в конце концов. Но, я вижу за манерой, стилем, мыслью свою, порой беспомощную, попытку поделится эмоцией. Это не просто «заляпанная краской поверхность холста», это некое послание самому себе. Именно. Самому себе, а уж потом — человечеству.
Можно написать много красивых слов, интересных мыслей, чудесных картин. Можно слушать музыку. Бесконечно соприкасаясь с бесконечностью. Можно телом пребывая на земле, душой находится на небе… Где-то работает сверло, туалет заперт. Есть кипяток, открыт балкон, я слушаю музыку и пишу. Я спокоен в своём НИГДЕшнем пребывании. Мой дом – Вселенная.
Мой космос – Мир. Слышу голоса птиц. Окно запотело.
На улице мороз. Сверло сменилось на удары молотка.
Тишина. Музыка. Думаю о лете. Солнечном, тёплом лете.
Думаю о море. Бескрайнем, синем море с пролетающими над волнами чайками. Мне легко и свободно. Я провожаю взглядом проплывающие облака и слежу за полётом птиц.
Я никуда не тороплюсь. Мне некуда спешить. Мне ясно одно. Я ОСВОБОДИЛСЯ от всего гнетущего и тяжёлого, бессмысленно разрушительного и пустого, что пребывало во мне долгое время.
Или это я пребывал в нём?
И даже, если я вынужден погибать в своих работах, я также способен и возрождаться в них.
Что, что я могу ещё написать о своих работах, лёжа в душной палате на казённой койке, на фоне зарешеченного окна? А то, что это: смысл, стон, крик, глас вопиющего в пустыне. Люди, милые, дорогие, простите меня! Простите за мою больную душу, которая всегда пыталась понять непостижимое и объять необъятное. Простите меня за, как писали: «дикое сочетание красок»; простите за то, что, имея классическое художественное образование, я сбежал в подчёркнуто аляповатое изображение; простите, что я ПЛЫВУ и ПОЮ о совершенно личностных переживаниях своего «больного временем разума». Простите и поймите. А когда поймёте, можете судить меня. Хотя я сам себя приговорил.
Я бы стал зелёным кустом,
Синим небом,
Холодной рекой.
Я бы был всегда, а потом
Стал пеплом…
И мне бы снился сон —
Длинный сон без конца и начала
О том, что так долго я жил
В печали…
И когда улетали птицы,
Я стал бы одной из них
И без грусти покинул эту землю,
Потому, что на ней
Уже не осталось места
Для моей грешной души.
Никакие посмертные коврижки мне не нужны. Пока я жив. Пока рука может держать кисть, а око зреть холст, я буду пить этот сладкий яд, называемый искусством.
Алексей Ляпин
2021
«Сталкер уходит в зону…» (из песни «Сталкер»)
А в Зоне, говорят, прямые дороги не самые короткие. И там же самое потаенное человечье открывается. Вот и снова Алексей ведет нас в «волшебную комнату». Снова – потому что он другой дорогой и не ходит… и не возвращается. Ловлю себя на невольном желании говорить не о его работах, а о нем. Хотя это означает, что нужно просто пересказать фильм Андрея Тарковского «Сталкер». Да и тут с Алексеем не сравниться – шпарит по сюжету почти дословно. Сталкер-Писатель-Ученый в одном лице. Да еще и поющем.
Вообще-то, во всем его творчестве (еще и литературном, и музыкальном) меня всегда привлекало то, что меня всегда во всем привлекает: «не ЧТО, а КАК». Бесконечные вариации похожих символов (его выставка «Планета женщин» — восхитительно-вопиющий пример), его неповторяющиеся автопортреты (сколько лиц у Вас, гражданин Ляпин?). И невероятный ареал посещений: от круглого бедрышка какой женщины-рыбы до траверза Солнце-Луна с промежуточным заходом на внешний рейд горы Арарат.
Для меня его творчество сравни медитации в «саду камней» — 14 камней, а всех 15-ти сразу не видать, как ни садись. Вот и ходит художник в Зону добывать свой «тринадцатый камень».
….. «Дай Бог, что бы ты не упал» (из песни «Сталкер»)
Здорово! Смотришь — захватывает, а потом слёзы на глазах. Восхитительно-эмоционально! Серия лодочников отличная. Символизм — очень уместен. Мысли о Вселенной очень близки мне. Очень интересные работы, до дрожи в душе. Только не сдавайтесь, Алексей, творите ради бога.
На сайте «Искусство» я уже комментировала этот пост. Кое-что из комментариев повторю и здесь.
С многими Вашими живописными работами, Алексей, и Вашими эссе я знакома, но вот исполнение песен, философских текстов под гитару слышу впервые. Как тут не повторить известное выражение Лиона Фейхтвангера: «Талантливый человек талантлив во всём»!
И замечательно, если человеку хочется поделиться своим талантом с людьми.
Кое-кто не согласился с мнением многоликости таланта, заявив, что художник должен писать картины ,философ — философские эссе,а искусствоведческий анализ должен делать искусствовед, иначе говоря — множество талантов в одном человеке быть не должно, он ДОЛЖЕН делать что-либо одно.
Я же считаю, что жизнь богаче тех рамок, в которые заключён человек словом «ДОЛЖЕН».
Примеров много. Наши известные актёры и стихи писали, и картины и при этом с блеском играли на сцене и в кино. Талант требует выхода не только в основной профессии…
И соглашусь с известным мнением Ф.М.Достоевского:«Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали».
(А в своём кругу слышала немного по-другому: «Таланту надо помогать, посредственность сама пробьётся!»)
Вот всю жизнь и стараюсь помогать творческим личностям, понимая, что именно они чаще всего более чувствительны и ранимы, больше подвержены сомнениям и разочарованиям и на этой почве всякого рода депрессивным состояниям.
Но поддержка, Алексей, не в конкретных советах (помните своё резюме к одному из обсуждений? — «Я думаю, что советы, в данной ситуации , должны быть более взвешенными и больше касаться самого предмета комментариев – ИСКУССТВА»).
Нет, мой дорогой: конкретных советов в живописи не ждите от людей, которые ценят свободу самовыражения.
Можно советовать, ЧТО именно изменить( угол зрения на окружающий мир, психологическую настроенность на работу, зацикленность на теневых сторонах жизни в пользу разнополярности её восприятия…), но КАК изменить своё творчество, каждый из нас думает сам.
«Просматривая свои работы, я далеко не всегда испытываю удовлетворение. Чувствую боль, иногда раздражение. Ведь можно было иначе, ведь можно было сложнее».
— ТАК чувствовать нормально — это реакция художника, требовательного к себе, к своей работе. Ведь в творчестве потому и отмечаются РАЗНЫЕ периоды, что художник с течением времени что-то меняет и в себе, и в своём отражении картины мира.
А главное, на что я обратила внимание в Вашем эссе, Алексей, это (цитирую): «Я никуда не тороплюсь. Мне некуда спешить. Мне ясно одно. Я ОСВОБОДИЛСЯ от всего гнетущего и тяжёлого, бессмысленно разрушительного и пустого, что пребывало во мне долгое время».
Думаю, надо ТАКОЕ настроение использовать для работы. Чтоб со временем разместить для зрителей картины не прошлых лет, а сегодняшние, продуманные и написанные по-другому.
Тем более, что налицо творческий потенциал:«Жив и очень хочу создать нечто принципиально другое».
Радуюсь тому, что Вы живы и видите цель, от себя желаю больших успехов и в живописи, и в поэзии, и в музыке, и в эссеистике.
В этом Вы, на мой взгляд, пример для творческой молодёжи.
Удачи!
Наиприятнейшие комментарии не должны оставаться без ответа автора. Потому оперативно спешу сообщить: у Алексея ныне отсутствует техническая(!) возможность не только ответить (набрать текст), но и нормально просмотреть свою собственную экспозицию (в этом причина его молчания и на сайте «Искусство»). Что-то ему сообщаю я, но можно ли передать всю полноту и широту представленных здесь комментарием моих коллег?…Нет, беден мой язык!
Прошло четыре года со дня создания Виктором этой выставки. Вить, пользуясь возможностью выхода в эфир, наличие у меня телефона и даже ноута, хочу , лишний раз, не только выразить тебе свою благодарность на твой ВЗГЛЯД В СТАЛКЕРА, но и за выполнение очень важной, я бы даже написал — НЕОЦЕНИМОЙ миссии по помощью в продвижении работ, мыслей и всего ОЧЕНЬ НЕОДНОЗНАЧНО ГЛУБИННОГО творчества нашей, довольно небольшой, в масштабах страны, творческой группы СОЦИАЛЬНО-УЯЗВИМЫХ людей, как правило, обладающих очень серьёзным творческим потенциалом.
Спасибо, родной, добрый, умница-человечек,к тому-же ещё и Творец. Время, оно всё устаканит, оценит, и взвесит. А нам остаётся только одно. ВОЗДЕЛЫВАТЬ В ПОТЕ ЛИЦА СВОЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЛЯНКУ, оставаясь при этом тонко чувствующими Мир, Искусство и Взаимопомощь людьми, которые, живут, как могут, творят, как дышут, и дышут так, как желает это только всемогущий Господь Бог. Будь. Просто будь, рядом, на расстоянии телефонного звонка , хотя-бы. Поздравляю тебя с НАШИМ ТВОРЧЕСКИМ ДОЛГОЛЕТИЕМ, и желаю Мира и Добра нашим родным и Близким, далёким но добрым, честным и Святым. Аминь.
Да, Леша, поддерживаю и благодарю. Теперь точно знаю, что мне на Последнем Суде предъявить, как смягчающее обстоятельство…. И с вызовом свидетеля!