Со мною вот что происходит…

Со мною вот что происходит…

 

 

Помните «мультяшное» начало комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!»? Там архитектор с проектом высотного дома с роскошными декоративными элементами понес его для «утверждения». В результате тотального сброса «излишеств» проект стал «типовым» со всеми вытекающими в фильме последствиями… Разумеется, указанный ниже «сброс» не сравним по своим последствиями с фильмом, разве что «ирония» заменена «драмой», берущей начало не «вчера» и с окончанием не «завтра». Сразу скажу: моя заметка – не претензия! Но, все же…все же…все же…
Наверное, любая статья «о чем-то» должна для лучшего «усвояния» нести не только информацию через сюжет, но и стилем изложения усиливать впечатление от прочитанного. Тем более что речь идет о предметах искусства (в данном случае – декоративного). И, как и в искусстве, где важнее не «что», а «как», и в художественных обзорах «как» должно нести определяющую функцию. Причем важно достучаться до души читателя. А какая душа не распахнется навстречу доброй авторской улыбке, да еще приправленной великим классиком?
Вот перед вами два варианта заметки о выставке-конкурсе «Весенний кирмаш». Первый: мой авторский, написанный и посланный в редакцию газеты «Вместе». Второй: редакционный, на выходе. Где Танюкевич? Нет Танюкевича! Есть «типовой отчет о проведенном мероприятии».

 

Виктор Танюкевич, куратор галереи «Атрибут» ————————

Весенний кирмаш

«Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдаленный водопад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков вихрем носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, блеяние, рев — все сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки — все ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами»   

Н. В. Гоголь. Сорочинская ярмарка

Сразу хочу огорчить встрепенувшегося было читателя: волами и цыганами пока еще не обзавелись! По всему остальному – не хуже Сорочинской. Эх, нет с нами Николая Васильевича – как бы он, наверное, начал: «Как упоителен, как роскошен летний день в Белоруссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! ….». Да, с «томительными жаркими часами» Гоголь как в воду смотрел…
Так, о чем это я? Да о ярмарке нашей, точнее – Конкурсе произведений декоративно-прикладного искусства «Весенний кирмаш», что разместил свои щедроты в гостеприимных стенах арт-галереи «Атрибут» под патронажем МГО ОО “БелОИ” (председатель Валентина Максименко) и организационной помощи Клуба-студии “Палитра радости” (руководитель Анна Гадирова).
И кто же участники? Валентина Будник, Галина Вусик, Алла Грибко, Елена Гук, Людмила Гуринович, Татьяна Заяц, Тамара Зелева, Ирина Климович, Елена Котович, Нина Кузьмицкая, Таисия Кухчинская, Анастасия Миронович, Сергей Суворов, Вера Янович. А Государственное учреждение «Территориальный Центр социального обслуживания населения Россонского района» выставило целую команду: Михаил Баранчиков, Наталья Беляева, Алексей Богданов, Пётр Гаврилов, Михаил Тихинький, Денис Чернецов, Александр Шершнев.
Двадцать один участник из Минска и не только окунули нас в мир своих «малых форм». Да не смотрите, что формы «малые». Формы «малые», да разнообразие огромное: салфетки вязанные, бисероплетение, модульное оригами, вышивка крестом, ажурное вязание, ленточный дизайн, алмазная мозаика, текстильная набивная игрушка, оригами, инкрустация из соломки, объемные миниатюры, художественная резьба…
А петит-поинт, кинусайга, фоамиран, мулине, хэндмэйдер – это вам как?
Все в ход идет: лоза, срез и пустотельный ствол дерева, пенопласт, семечки, косточки, фасоль, горох…
А еще нужно учесть, что для наших мастеров это творчество – хобби, а не профессия. Да и не просто хобби, а порой сильнейший аргумент в споре с «тяготами телесными», что сковывают тело кандалами – да разве творческий дух закуешь!? Вот и раскрывает «Крылья весны» бусел. И «Красавчик» спешит людей порадовать своими красными жизнерадостными носом и ушами. И о чем хихикает молодежь «На завалинке весной»? Ну, а «Мартовские коты» – объяснять нужно? «Незабудки», «Янтарные гроздья», «Неожиданная весенняя встреча» – «все ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами»…

Но, конкурс на то и конкурс. И мест только четыре – тут уж что уж…
По решению жюри и по результатам зрительского голосования призовые места получили:
Диплом первой степени – Сергей Суворов (г. Пинск)
Диплом второй степени – Татьяна Заяц (г. Минск)
Диплом третьей степени – Ирина Климович (г. Минск)
Приз зрительских симпатий – Анастасия Миронович (г. Крупки)
И вот Конкурс завершен. Стало как-то непривычно тихо после буйных ристалищ комментаторов в определении своих зрительских симпатий. Словно мир скинул с себя богатую плахту и ситцевый цветной очипок вместе с белой свиткой и серой шапкой решетиловских смушек, и снова оказался в запачканных полотняных шароварах… Вот и Николай Васильевич туда же: «Гром, хохот, песни слышались тише и тише. Смычок умирал, слабея и теряя неясные звуки в пустоте воздуха. Еще слышалось где-то топанье, что-то похожее на ропот отдаленного моря, и скоро все стало пусто и глухо»…
А вот здесь не соглашусь с Вами, уважаемый «пасичник»! Да разве ж позволят ручки золотые да головки светлые наших мастериц и мастеров «пустому» да «глухому» мир заполонить? Вот дождика дождутся, да поветрие переживут и такого натворят, что еще будете рассказывать и встречному и поперечному. Однако ж что я, в самом деле, разболтался?..

 

Газета «Вместе» 30-07-2021 ————————————————————-

Более 20 людей с инвалидностью представили свои творческие работы на минском конкурсе «Весенний кирмаш»

В белорусской столице подвели итоги конкурса произведений декоративно-прикладного искусства «Весенний кирмаш», что разместил свои щедроты в гостеприимных стенах арт-галереи «Атрибут» под патронажем Минской городской организации ОО «БелОИ» и организационной помощи Клуба-студии «Палитра радости».
На конкурс свои работы представляли Валентина Будник, Галина Вусик, Алла Грибко, Елена Гук, Людмила Гуринович, Татьяна Заяц, Тамара Зелева, Ирина Климович, Елена Котович, Нина Кузьмицкая, Таисия Кухчинская, Анастасия Миронович, Сергей Суворов, Вера Янович. А Государственное учреждение «Территориальный Центр социального обслуживания населения Россонского района» выставило целую команду: Михаил Баранчиков, Наталья Беляева, Алексей Богданов, Пётр Гаврилов, Михаил Тихинький, Денис Чернецов, Александр Шершнев.
Посетить конкурс «Весенний кирмаш» можно в режиме онлайн по ссылке. Изделия из дерева, бисера, соломы, лент, а еще оригами, вышивка, алмазная мозаика, объемные миниатюры — большое разнообразие произведений, которые стоит увидеть.
Двадцать один участник из Минска и не только окунули в мир своих «малых форм». Да не смотрите, что формы «малые». Формы «малые», да разнообразие огромное: салфетки вязанные, бисероплетение, модульное оригами, вышивка крестом, ажурное вязание, ленточный дизайн, алмазная мозаика, текстильная набивная игрушка, оригами, инкрустация из соломки, объемные миниатюры, художественная резьба.
По решению жюри и по результатам зрительского голосования призовые места получили:
Диплом первой степени − Сергей Суворов (г. Пинск);
Диплом второй степени − Татьяна Заяц (г. Минск);
Диплом третьей степени − Ирина Климович (г. Минск);
Приз зрительских симпатий − Анастасия Миронович (г. Крупки).
Виктор Танюкевич, куратор галереи «Атрибут»

https://wmeste.by/v-minske-podveli-itogi-tvorcheskogo-konkursa-vesennij-kirmash-sredi-lyudej-s-invalidnostyu/

* * *

Я понимаю, что: «формат», «объем» (кстати, объемы в газете читал и побольше!), «читатель может устать»…. Есть и еще какие-либо «госты», о которых я представления не имею…возможно! Но, когда мы сетуем на «низкую активность», «пассивное участие», «отсутствие горения» и т.д., то не виноваты ли в этом и «типовые» подходы проведения и освещения? Честно признаюсь: давно охота устроить «остренькую» дискуссию о «делах наших газетных», хотя «… посмотри на себя, подумай только, что ты? ведь ты нуль, более ничего. Ведь у тебя нет ни гроша за душою. Взгляни хоть в зеркало на свое лицо, куды тебе думать о том!»
Разве что еще, поддержит со стороны какая божья душа:

Мнение читателя ——————————————————

«…Вернусь к заметке. Вот я, на месте редактора, никогда бы не пустила в печать такой заголовок: «Более 20 людей с инвалидностью представили свои творческие работы на минском конкурсе «Весенний кирмаш». Почему?
Во-первых, газета специализированная — и так известно, что люди с инвалидностью; во вторых, можно всегда использовать перифразы («с ограниченными физическими возможностями» и др.); в-третьих, что главное, к примеру, в Борисе Полевом — его инвалидность или авторство произведения «Повесть о настоящем человеке»? Нигде не встречала «инвалид Борис Полевой».
Однако, мне кажется, что такт не воспитывается, он – врождённое качество натуры «с добрым взглядом» на мир… Правда, в воле человека привить себе этот взгляд под влиянием положительного образа. Нет?»

* * *

«Скучно на этом свете, господа…»

 6.08.21. Виктор Танюкевич

 

There are 2 comments
  1. Наталья Волкова

    Собственно, часть моего мнения уже обнародована, хоть и анонимно (мнение читателя) , но хочу добавить немного… после размышлений куратора Виктора.
    Талантливая журналистика — это не общие модели, не речевые клише, то есть не типовые статейки, похожие друг на друга как близнецы. Один и тот же факт можно преподнести настолько по-разному, что в одном случае прочтение заметки вызовет бурный интерес, а в другом — скуку и нежелание дочитать до конца.

    Вот случай из моей практики.
    Как-то в  группу студентов факультета журналистики ДонГУ —  на занятие по русскому языку —  я принесла листовку, которую накануне подняла у входа в корпус университета.
    Время это было перестроечное, настроения «самостийности» на Украине в националистической части общества зашкаливали…  Листовка призывала развернуть добычу золота в стране, которого (якобы) в земле навалом. Да ещё вернуть из банка Британии золото гетмана Полуботка, которого (золота)  вообще «завались». Вот когда Украина разбогатеет!!!
    В листовке приводились астрономические цифры золотого запаса и радужные перспективы. При этом изложение было убогим,  с множеством грамматических и стилистических ошибок : мешанина  языков — русского и украинского с вкраплениями искажённого английского… Короче — «лажа» грамотеев, выражаясь сленгом студентов.
    На первой половине пары мы анализировали содержание и форму текста, спотыкаясь на корявостях его. А вторую половину пары каждый из студентов  посвятил созданию собственного текста на эту тему. Работу разрешила закончить дома, уточнив стиль, проверив цифры и факты. Многословие было под запретом.
    Через неделю  мы анализировали уже свои тексты-фельетоны. Досталось в них  «мечтателям-золотодобытчикам», призывающим к закрытию предприятий тяжёлой промышленности и угольных шахт в пользу «золотой лихорадки». А сколько остроумия,  юмора было в этих заметках, сколько интереса к будущему  своей страны! Как они читались на одном дыхании! Много лет прошло, а помню и сегодня.)))
    Вернусь к тексту  Виктора Танюкевича… Это отличный образец журналистской работы: небанально, нескучно, с симпатией к людям и их творчеству. Потому и читается  с интересом, в отличие от редакторского «обрезанца».
    На мой взгляд, Гоголь вполне уместен для цитирования .
    Хорошо, что в небольшой, в общем, заметке Виктор Танюкевич сумел охватить объёмную  информацию: об участниках, их работах, о патронажных деятелях… Иллюстрировал материал фотографиями…  К тому же высказал своё мнение о творчестве, его разнообразии и перспективах. И всё это без лишней «воды», в лёгкой, НЕсухой, НЕофициозной форме, с ироничным юмором — как остроумный журналист.
    Мои пожелания ему — дальнейших успехов   в этом непростом деле!

  2. Виктор Танюкевич

    Ну, что тут сказать? Что есть – то есть (это я про себя). Что встречаются пока еще на земле нашей золотые самородки (это я про Наталью Волкову). Что есть еще, где рудные залежи раскапывать (это я про… об этом после).
    Я вот еще подумал…помечтал о прошлом: если тогда бы те ДонГУ-новские студенческие отзывы распечатать, да в «нужных» местах разбросать, то, может, и нынешняя Украина по-другому бы смеялась (с Россией на пару).

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://gallery.beloi.by/wp-content/uploads/2021/02/fon21.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: no-repeat;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 150px;}