Мне 17 лет, учусь в десятом классе. С семи лет я занимаюсь спортивно-бальными танцами. На данный момент я танцую в паре с девочкой уже 5 лет. За это время мы многократно становились чемпионами мира. Участвовали в огромном количестве соревнований и фестивалей в Голландии, Москве, Санкт-Петербурге, Вене, Братиславе, Уфе и городах Беларуси.
Ещё с самого детства меня сильно привлекала математика. В любой свободный момент просила задавать мне задачи или примеры — я решала их в уме, пока мы, например, куда-то ехали. Моя мама всегда хотела, чтобы я рисовала, но она меня не заставляла этого делать. Наверное, именно поэтому я с самого детства рисовала абсолютно всё своё свободное время. Помимо рисования меня привлекали очень многие виды рукоделия. Иногда многие даже не верили, что я это всё могу сама делать только одной рабочей рукой.
Творчество всегда было частью моей жизни. Я думаю, что мои достижения стали возможными потому, что вещи, которыми я занимаюсь, являются частью меня, а не тем, чем я занимаюсь, потому что «надо».
Софья Празднова
* * *
Обычно я не вмешиваюсь в авторские аннотации к своим экспозициям – переношу все размышления в поле комментариев. Кто еще лучше может разобраться с «гардеробом» своей души и выставить на публичный досмотр все, что посчитает нужным, как не сам «виновник торжества»? Вот и в данном случае о работах Софьи я традиционно хотел поразмышлять в комментариях…
Вот в том-то и причина моего вмешательства в авторский текст — я не знаю, что нужно сказать! Честно! Начать анализировать стилистические и анатомические погрешности? То же самое, что судить о графических особенностях кардиограммы. Портреты (да, портреты) сердец мне подсказали метафоричный образ – сердечный пульс. Прощупал для сравнения у себя – тюкает. Ритм – почти соответствует… И все!? Как-то когда-то прочел, что китайские целители могли по пульсу прочесть всю «историю болезни». Какую «музыку» они слушали? Какие чуть слышные аритмии раскрывали перед ними «карту будущего»?
Сердце, балерина, перо.
Ритм, движение, жизнь.
«…являются частью меня…» —
Так же важно, так же хрупко. Будем слушать!
(а вот про опрокинутый стаканчик с кистями можно и в комментариях порассуждать)
Виктор Танюкевич
Софья Празднова
2020 г.
В комментариях хочется порассуждать не только о стаканчике с кистями, если позволите.
Я посмотрела и другие работы Софии, почитала интервью с ней именно по поводу этого её увлечения. Наверное, не стала бы я искать информацию о ней, если бы меня не заинтересовала эта девушка. В своём комментарии хочу обратиться прямо к виновнице торжества.
— Софья, меня вначале немного напрягла фраза: «моя мама всегда хотела, чтобы я рисовала», но когда узнала, что с детства это занятие любимое у Вас, подумала: вот потому мама и хотела…
Мне понравилось то, что Вы рассказали об этом занятии:
«Рисование мне нравится: кропотливая работа, долго сидишь, прорабатываешь, совершенствуешь свой навык».
— Это просто замечательно, что у Вас такое серьёзное отношение к рисованию — значит, и результаты будут отличные. Для некоторых начинающих главное не совершенствование умений, а толкание своих ещё неумелых работ на выставки, накопление положительных отзывов… Софья, поверьте — это мишура и суета, отнимающая время, предназначенное для работы. Не поддавайтесь такому искушению! Хотя показывать свои работы людям тоже нужно — ПЕРИОДИЧЕСКИ, по мере совершенствования…
«Хочется – рисую. Иногда сама придумываю, чаще срисовываю».
— Срисовывание не возбраняется — это тоже накопление графического и живописного опыта. Только образцы для этих занятий должны быть классические ( а не современный китч). Учащиеся художественных учебных заведений старались открыть тайну энергетической притягательности картин выдающихся мастеров кисти, копируя их произведения в картинных галереях. И радовались, когда удавалось хотя бы отчасти это разгадать…
Что вдохновляет? «Музыка, фильмы, поэзия. Люди. Особенно люди, которые невероятно круто умеют что-то делать».
— «Круто уметь» учат в художественных школах и студиях (в Ваши годы я как раз закончила с отличием художественную школу), но сегодня есть Интернет! Он в этом помощник! — Хорошие художники размещают свои уроки (мастер-классы) , и этот опыт незаменим: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» на лекции, к примеру… Они объясняют последовательность своих действий, композиционные правила, технические возможности красок и т.д., сразу предупреждают возможные ошибки (лучше учиться на чужих ошибках, правда?) Основу рисования знать необходимо. Вы же не возьмётесь шить платье, не умея применить выкройки, или вязать свитер, не умея пользоваться спицами или крючком, верно? Так и в рисовании: фантазировать с формой и цветом можно тогда, когда ты овладел основой науки рисунка, композиции, живописи…Вот тогда уместна «реальность, переделанная в не совсем реальность.» )))
Сейчас много развелось верхоглядов и скоростных «гениев от природы», презирающих напряжённый труд и знания. Выплеснут несколько цветовых пятен на бумагу или холст и, замирая от ощущения собственной гениальности, несутся на очередную выставку. Я радуюсь тому, что Вы, Софья, другая! Цитирую Вас: « Помимо рисования меня привлекали очень многие виды рукоделия. Иногда многие даже не верили, что я это всё могу сама делать только одной рабочей рукой». Вы по-настоящему творческий человек — браво!
«Несмотря на то, что рисую достаточно яркие рисунки, нравятся, в основном, мрачные картины. Супер-резонанс. Не сочетается мое творчество с творчеством, которое мне нравится».
— Это нормальный контраст! Мне в Ваши годы очень нравился Врубель, хотя мрачности в моём характере не было и нет никакой. И то, что сейчас Вас притягивает чёрный цвет, изменится со временем, поверьте: жизнь динамична. Об этом Вам может рассказать куратор этой галереи — художник Виктор Танюкевич — у него в творчестве были разные цветовые периоды: коричневый, голубой…)))
«Материализация мыслей; хотя рисую, не пытаясь изобразить что-то — просто рисую. Но многие видят в этих рисунках смысл, которого не вижу даже я».
— У зрителя СВОИ фантазии, девочка моя, и они не всегда совпадают с замыслом автора работы. Это нормально: уровень восприятия, эмоциональность, ассоциативность у разных людей различны.
А теперь о тех Ваших работах, которые я вижу здесь и нашла в Сети.
На мой взгляд, у Вас есть чувство формы, объёма, цветовых контрастов…Всё это надо развивать, чтобы изображение не было плоским. Вы говорите: «Рисовала все деревья: зимние, осенние, хвойные, с листьями, без листьев…» — И, наверное, заметили, что они НЕ плоские, а объёмные и РАЗНЫЕ и по цвету, и по шершавости… Природу надо наблюдать пристально — она первый и лучший Учитель!
Вот Ваши кисточки в стакане НЕ плоские благодаря правильным бликам — молодец!
И сердца Ваши — это стремление к объёму, уход от плоского изображения.
Есть у нас такой известный художник — Сергей Андрияка — руководитель «Академии акварели». Так вот на его мастер-классах видишь постепенное и удивительное превращение плоского в объёмное. От души советую Вам познакомиться с его работой — ученики от него в восторге!
Ещё хочу сказать вот о чём: СВОЙ взгляд на окружающую жизнь — это отнюдь не стремление к оригинальности любыми путями и любой ценой. В Беларуси есть «дива», рисующая обычные картины грудью. И она уверена, что таким шокированием убила наповал всех коллег-художников и особенно — покупателей (представьте богатенького с золотой цепью на шее и его хвастовство: «А вы знаете, пацаны, ЧЕМ написана эта картина? А знаете, сколько я заплатил за неё!»). Всё это вместе имеет отношение к махровому китчу, а не к искусству. Мне жаль эту даму с грудью до колен (а иначе как нарисуешь ?!)Нормальные мастера кисти смеются над ней!)))
И напоследок хочу от души пожелать Вам успехов в изобразительном творчестве, которому не могут помешать другие увлечения: математикой, шахматами, бальными танцами… и многим другим.
Удачи Вам во всех делах, дорогая Софья!
С уважением
Наталья Волкова
А вот так…и так…и так мне и надо!!! Про опрокинутый стаканчик хотел порассуждать..
Не-е-е, не с моими скоростями тягаться с «ураганом» Наталья Волкова))). После нее на этом поле больше делать нечего – прошлась по всем слоям! Да, Софья, я полностью подписываюсь под данным «мастер-классом». Но, поскольку я по определению являюсь…не, не противником (Боже упаси!) Натальи, а….. некоей дуалистической противоположностью (эдакий скоморошествующий «янь»), то позволю подкинуть еще одно рассужденьице (кстати, Врубель мне нравится от начала и до сих пор, особенно в некоей постоянной связи с мироощущением М. Лермонтова). Что я хочу добавить к материнско-сестринскому напутствию Натальи? Помимо мастерства технического, формирования художественного вкуса, важно определить свой… мировоззренческий вектор (от, люблю я словечки умствующие вбрасывать). Для меня это – «кто Вы в Искусстве»: душка…служка…игрец…боец? Мне ближе последние два. А посему, сделав извиняющийся «пиетет» в адрес уважаемой Натальи, возражу: не бойтесь черного цвета. Не нужно стремиться от него избавиться (коль хочется). Да, другой вопрос, что иногда неопытный художник пытается его употреблением что-то усилить, подчеркнуть. И верно высказывание в академических кругах: «в живописи не должно быть черного цвета»… да, в академической!
Но, нам ли, сюрреалистам-футуристам-абстракционистам бояться оного? Отнюдь! Стоит только поизучать роль черной(!) туши в китайской традиционной живописи. А дзэн-буддистской? А (э-э-э, будь что будет) ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ Малевича – вселенная (впрочем, тема опасная для меня – закусываю удила и что мне тогда ураганы…).
Да, в добрый путь… попутного ветра…семь футов под килем…. работа не волк (не-не, это Вам еще рано)…
И до новых встреч!
Моя дорогая Сонечка! Мне ли не знать, какая ты трудолюбивая?! Я очень рада, что ты начала двигаться дальше (а вообще, на месте ты никогда и не стояла))) Это здорово! Это шаг вперёд! Я тебя сердечно поздравляю! Многие и не знают, что ты «работаешь» практически одной рукой, и не знают насколько красивый у тебя почерк! Так вот, это маленькая девушка с очень толстым стержнем внутри!!! А ещё она очень жизнерадостная! За 6 лет работы с ней, я не помню, когда она «грустила», а если и расстраивало что-то, то настроение мы меняли в течении десяти минут!!! Так что с таким позитивом, умением, стараниями и трудом, дальше только больше!!! С уважением твоя Р.И.
Очень клёво ! Прямо восторг ! Умничка девочка !!!
Огромное всем спасибо! Безумно приятно!!!
Восхищаюсь. Радуюсь за вас. Картины заставляют задумываться. Размышлять. Спасибо, успехов и удач в творчестве!