» Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников,
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья.
А прорастают они так,
Из ничего, из ниоткуда.
Нет объяснения у чуда,
И я на это не мастак.»
Геннадий Шпаликов
Вот и я, многие годы занимаясь подготовкой и проведением различных выставок, знакомясь и общаясь с художниками и мастерами декоративно-прикладного искусства, поражалась тому, что тяга к творчеству возникала у людей вроде бы неожиданно. Как, например, у Любови Волосенко, которая начала заниматься живописью в 64 года! И настолько активно, что не только принимала участие в различных выставках, но и мы были приглашены на ее персональную выставку! И это произошло не только с Любовью Волосенко. Жили, работали и не подозревали о таящихся где-то глубоко способностях и вдруг…
Судьба способна очень быстро
Перевернуть всю жизнь до дна,
Но случай может выбить искру
Лишь из того, в ком есть она!
Возможно, это несколько вольное цитирование Губермана, но суть в том, что, к сожалению, болезни и трагические события происходят в жизни многих людей, и лишь очень немногие находят свой новый путь. Наш с вами земляк Михаил Семенович Казиник, советский и шведский музыковед и лектор, сказал, что бог не только целует в темечко (даря талант), но и дает хорошего пинка, чтобы человек не ленился, а реализовал его.
Иногда кажется, что «пинок» получается уж очень сильный. Такие мысли возникают у меня особенно часто, когда я думаю о судьбе Алексея Ляпина. Знаю я его уже очень давно. Он был непременным участником всех наших фестивалей творчества инвалидов, всех выставок, как у нас в Беларуси, так и за её пределами. У него было самое большое количество персональных выставок, но ему всего этого было мало. Он жаждал поделиться с нами своими мыслями о жизни, о творчестве, о боге. Он, Алексей Ляпин, философ и этим пронизано его и поэтическое, и живописное, и музыкальное творчество. Я очень надеюсь, что он сможет очередной раз побороть свой недуг и вновь заставит нас задуматься над решением тех сложных вопросов, которые ежедневно задаёт нам жизнь.
Ну и я для себя решила больше не пытаться найти ответ на вопрос «как вырастают крылья», а воспользоваться ими и отправиться в путешествие по «неведанным дорожкам» в таинственные миры, куда приглашают наши художники и создатель арт-галереи «Атрибут» Виктор Танюкевич.
В фантастическом романе Сергея Лукьяненко «Черновик» все повествование строится вокруг башни, из окон которой открывается вид на различные миры, по которым можно путешествовать. Так и наша галерея «Атрибут» открывает перед своими посетителями разные миры и приглашает в путешествие. Если вам хочется сказки, то добро пожаловать в «Театр, где живут чудеса» и Александр Салтавец познакомит вас с необычными персонажами – иногда веселыми, иногда грустными, но всегда добрыми и поэтому совсем не страшно отправиться вслед за ними в сказочные странствия, подружиться и узнать побольше о них, о той жизни, которую они вели, и с тем, что же будет с ними дальше? За каждым героем картины целый мир: яркий, красочный, иногда трагический. И совсем иное чувство охватывает вас, когда попадаете в его торжественные и вроде бы даже враждебные всему живому «Ледяные миры», где властвует Снежная королева и куда вас влечёт и заманивает все дальше и дальше какая-то колдовская сила.
А Светлана Матвеенко приглашает нас в мир, полный «мимолетностями» ее душевного настроения; в мир, «где витает душа» и полный её «авторами эмоций». На мой взгляд, эпиграфом к творческому пути Светланы Матвеенко могли бы служить слова К. Бальмонта:
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня,
Я ведь только облачко, полное огня.
И зову мечтателей… Вас я не зову.
И сама Светлана, как «облачко, полное огня», с открытой душой и искренней доброжелательной улыбкой.
А вот работы Александра Рудько почему- то вызывают в памяти слова А. Пушкина:
Проверил я алгеброй гармонично,
Тогда уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неги праздничной мечты.
Может быть оттого, что во всех его работах чувствуешь поиск смысла жизни, раздумья о том, куда приведет нас «Курс, который мы выбираем».
Не претендуя на оригинальность, повторю чьи-то слова, что «живопись — это застывшая музыка». Поэтому все презентации выставок членов клуба-студии «Палитра радости» всегда сопровождались выступлениями музыкантов, которые «расколдовывали застывшую музыку», подчеркивая настроение предоставленных работ и создавая особую атмосферу. Ну и, конечно, нежную лиричность акварелей Ивана Петручика никто не мог оттенить лучше выступления ансамбля скрипачей «Амадеус» — педагогов детской музыкальной школы имени П. Глебки. Надо сказать, что идея сопровождать открытие наших выставок музыкой всегда находила живой отклик у директора этой музыкальной школы, заслуженного деятеля культуры Республики Беларусь Тамары Артемовны Куницкой. И насколько разными были наши художники, настолько разными были выступления музыкантов.
Каб любiць Беларусь нашу мiлую,
Трэба ў розных краях пабываць…
Эти слова как будто специально написаны для нашей неутомимой путешественницы, руководителя клуба-студии «Палитра радости» Анны Гадировой. Она с радостью делится с нами экзотическими красотами дальних стран и, как бы на контрасте, возвращаясь в Беларусь, с особой теплотой пишет милую сердцу природу, наполненную мягким лиризмом и особой теплотой родного и близкого сердцу. А её цветы – будь то полевые скромные васильки или ромашки, или горделивые праздничные и торжественные розы, согреют вас своим теплом и подарят хорошее настроение даже в хмурый дождливый день!
Слушая цикл лекций «История искусств» преподавателя школы живописи и рисунка С. А. Тропани, я несколько удивилась, услышав, что стихи Есенина для всех, а Мандельштама — для избранных, так как сама люблю стихи обоих поэтов. Но если это так, то творчество Виктора Танюкевича — «для избранных», и поэтому и стихи Мандельштама для него и про него:
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Моё дыхание, моё тепло.
Запечатлеется на нём узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть,
Узора милого не зачеркнуть.
Благодаря развитию технологий, благодаря интернету, мне кажется, Виктору Танюкевичу удалось «запечатлеть» свой особый узор «на стеклах вечности». Наверное, сложно было бы подобрать музыку к выставкам Виктора, уж слишком разноплановой она должна быть. Может быть, джазовые импровизации смогли бы передать и сказочно-мистический мир Гоголя, и жутковатый, наполненный особой философией мир Кафки, и марево дышащей зноем Испании? Хотя, конечно же, это работы не для одной выставки, но для того, что бы показать всё разнообразие творчества мастера… Однако, судя по работе арт-галереи, никто лучше самого автора, не смог бы придумать и продумать концепцию такой выставки. И в заключение слова искренней благодарности Виктору Феликсовичу за идею и, главное, за её реализацию – создание арт-галереи «Атрибут» и умение создать особый творческий мир талантливых людей!
Возвращаясь домой с выставок, часто ловишь себя на мысли, что за подготовкой выставки, за встречами, за разговорами что-то не успел рассмотреть, что-то не успел осмыслить, а в арт-галерее можно спокойно бродить по выставкам, посещать разные миры, знакомиться с интересными людьми, с кем-то соглашаться, с кем-то спорить. Наши художники дарят нам огромный и разнообразный мир – давайте принимать его с радостью и благодарностью!
P.S. Я никогда не позволяла себе оценивать художественное мастерство наших авторов. И в этом эссе я поделилась только своими впечатлениями. Возможно, мои ассоциации и сравнения вызовут удивление у авторов картин, но, как художники имеют право на свой взгляд на мир, так же и мы, зрители, имеем право на свое восприятие их творений.
Людмила Калмыкова
30.10.2021