Сергей Васильевич Суворов родился в 1955 г. в г. Пинске. Образование высшее, педагогическое. Член Белорусского общества инвалидов (Пинская организация). Декоративно-художественным творчеством занимается с 1985 г. Талант к резьбе по дереву появился еще в раннем возрасте. Занимается резьбой по дереву в следующих техниках: контурная, рельефная, прорезная, скульптурная. Неоднократный участник выставок декоративно-прикладного искусства в Беларуси и за рубежом. Участвовал в фестивалях: «Весна в Сокольниках» (Москва, Россия), Славянский базар (Витебск, Беларусь), фестиваль талантливой молодежи Полесья «Сиреневая ласточка» (Пинск, Беларусь), фестиваль города Люблин (Польша) и др. Любимая пора года – весна.
Основными материалами для произведений служат поленья и ветки ольхи, березы, дуба, осины.
Художник ходил в лес, но не за грибами, а за веточками, интересными валяющимися частями стволов деревьев, корней. В первое время, видать, из-за творческого «голода», работал очень быстро, выполнял много одинакового. К тому же Сергея Васильевича вдохновлял сосед – резчик Кобринского училища.
Некоторые темы он видел очень быстро, каким-то «внутренним оком». В каком-либо полене вдруг замечал глаза и щечки младенца, которого запеленали. Хотя в результате мог получиться какой-либо суровый старец или Баба-Яга. Что тут поделаешь – творческий процесс… Из какого корешка, можно сказать, на одном дыхании, получалась компанейская «троица». Большая часть работ вольно-невольно оказывалась созвучна мироощущениям наших далеких предков, видевшим в стволах, корнях, камнях проявления стихий-богов. Может быть, сама пинская земля нашептывала художнику древние образы?
Приходил опыт, а заодно и вдохновение к расширению используемого материала. Активнее пошли в работу морилка, воск, опилки, фанера, клей, краски. Усложнялись и творческие задачи, и технологии: точение, прорезная резьба, обработка ручным фрезером. Множество идей подчерпнуто из интернета, из книг (в частности, из книги «Небесный слон»: много рисунков и иллюстраций для панно из дерева).
Из-под рук мастера стали появляться даже оригинальные приспособления: вешалка-филин, крылья которого двигаются, если повесить зонтик или шляпу; оригинальные футляры для часов; шкатулки, карандашницы; подарочный набор косметики на 23 февраля, указатель-пешеходка для артистов, мастеров, музыкантов. Пришел черед и «портретов» земляков: парочка на завалинке — не молоды, мало знакомы, неразговорчивы… надеемся, пока; музыкант-гитарист; зимний рыболов; уставший, одинокий похожий где-то возле дерева или на остановке.
Брать красоту от земли и дарить людям – добрая традиция «пинского берендея» Сергея Васильевича Суворова.
2021 год
Ну что, не успели отгреметь «фанфары» в честь победителя конкурса «Весенний кирмаш» Сергея Васильевича Суворова, как мы снова имеем удовольствие созерцать его творческий «арсенал» уже в полной творческой выкладке…. Хотя нет — не весь и не в полной…. Но, не все же сразу.
Иногда, рассматривая творческие изделия, называемые «малыми скульптурными формами» (а произведения Сергея Суворова именно к ним и относятся), я начинаю жалеть, что они – «малые». Насколько украсились бы наши парки и дворы, насколько напитались бы они атмосферой тайны, волшебства, сказочным детством, если б подобные формы произвести в «сверхчеловеческом» размере? Материал рядом, можно сказать, под ногами валяется. Заодно и санитарию в прилегающих лесных массивах навели бы. А батлейки с подобными вырезанными персонажами!? А этнические танцы вокруг такого Полесского Перуна (с привлечением и несовершеннолетней молодежи)!? А…… все, «Остапа понесло» — видать, попал под магический взгляд той вон «троицы».
Несколько лет назад я, задумав создать театр, изначально задумывал его кукольным. С кукольным не вышло — тут актерам нужно какой-то кукольный «жанр» иметь, а где же его купить, если нет? Но помню свои начальные неопытные попытки создать марионетки, маски, перчаточные куклы…
Эх, Сергей Васильевич, попадись Вы мне тогда под горячую творческую руку — наверное, и народ бы вдохновился, и начальство бы умилилось… Но, это я к тому, что я помню то состояние погружения в сказку детства и, наверное, я начал снова переживать значение фразы «живая кукла».
В общем: твердой руки и острого глаза Вам, мастер Суворов и да хранят Вас «пинские берендеи»!
Интерес к изделиям из дерева я почувствовала очень давно: волею судьбы детство прошло в Закарпатье, юность — в Прикарпатье, а в тех местах дерево в чести. Причём не только деревянная скульптура, а и шкатулки с резьбой и инкрустациями, вазы, посуда, топорики, женские украшения… Гуцулы используют дерево активно!
А во второй половине жизни, опять же волею судьбы попав в Эстонию, любовалась сказочными образами — леших, домовых, русалок, сказочных зверей — эстонцы по натуре своей язычники, и в каждом дворе такие образы в разнообразии.
Вот и пинские берендеи привлекательны для меня. Я радуюсь чужим увлечениям, поскольку сама — увлекающаяся натура: приходилось и шить, и вязать, и кукол делать для младших сестрёнок, и лепить, и делать украшения на зависть подружкам.))) А в художественной школе нас учили, как создавать настоящую скульптуру! Но этой, последней, я не увлеклась — после Родена и нашей Мухиной женщине в скульптуре делать нечего. Вот и изделия из дерева мне кажутся именно мужским делом.
Сергею Суворову я желаю успехов и новых фантазий. Пусть Ваши берендеи, Сергей, доставляют удовольствие не только мастеру, а и зрителям — то есть нам.
Удачи!
Наталья! В Закарпатье – не зацепились…В Прикарпатье – не зацепились…в Эстонии – не зацепились…В художественной школе – не зацепились – прям, колобок какой))). Не, прикатились, куда надо – факт! И все же, я бы уточнил формулировочку: «женщине в скульптуре делать нечего» … Есть — натурой!?
Виктор, что значит «не зацепилась»? В детстве судьба ведёт за родителями (военным отцом), в зрелости женщина следует за мужем. Но у русской женщины не бывает желания всю жизнь прожить на западе Украины или в Эстонии даже в полном благополучии. Поэтому и «прикатилась», куда надо — в Россию.)))
Что же касается роли «быть натурой» в скульптуре, то это роль вспомогательная, а не творческая. Мы же здесь говорим о творчестве. И в частности — о творческих работах из дерева, деревянной скульптуре. Обычно ею занимаются мужчины, она непроста в работе. Мне она нравится тем, что в ней есть теплота, которая отсутствует в гипсе, мраморе, бронзе…
Не-не-не, я имел в виду «не зацепилась за скульптуру», несмотря на скульптурные места и обстоятельства. Пусть женская натура и вспомогательная (почему «вспомогательная»? НЕЗАМЕНИМАЯ!), но место в искусстве вообще и в скульптуре в частности ИМЕЕТ!
Так что, не отлынивайте…
унывает и даже вида не подаёт, а ведь только он знает , когда остаётся один на один с собой, как тяжело с инвалидностью и какой! Верная помощница и жена, близкие поддерживают творческого человека как умеют. Вот и трудится народный мастер и радует своим творчеством. Хорошо бы конечно, чтобы власти города по своим полномочиям и способностям, своим вниманием могли помочь такой категории наших пинчан. Не просто инвалидам. Отдача будет, потому что это творческий человек. Почему бы не заказать народному мастеру сувенирную продукцию, уникальную по своему исполнению. Ведь столько у нас проводится конкурсов, спортивных состязаний. А уж в спорте привычно получить за победу кубок или медаль, а вот ещё уникальный сувенир, да с юмором — это полный комплект. И победителю приятно и мастеру- инвалиду помощь. С.Г. Хорошавцев чл.Союза художников РБ.
Прекрасная мысль – полностью поддерживаю. Вот только…. «Хорошо бы конечно, чтобы власти города по своим полномочиям и способностям, своим вниманием могли помочь такой категории наших пинчан»…. Хорошо бы, конечно… А что делать, что бы власти могли помочь? Здесь как бы первичный импульс нужен. Откуда? С «низов»! Предлагаю ближним (пинчанам, то есть) создать инициативную группу по продвижению творческой продукции Суворова (я бы тоже подключился). Создать каталог продукции и видеосюжет про Александра Васильевича. Их вместе с письмом с подписями инициативной группы отослать местным исполнительным властям…. Ну, и дальше по обстановке. Просто, кому-то надо начать!