Для меня искусство прямо пропорционально эмоции, которую оно вызывает, а эмоция неразрывно связана с контекстом. Поэтому с контекста и начну: 38-летний художник с ДЦП Дмитрий ФРОЛОВ создает свои картины кончиками пальцев. Пальцами он разговаривает, размышляет, сообщает что-то нежное или азартно спорит. Словом, на подушечках у него – вся палитра эмоций. И эти эмоции он очень искренне переносит на холст.
Какую тему он выбрал для рефлексий? Да любую. Думаю, Дмитрию не нравится сама мысль о рамках и стилистических ограничениях, и он с одинаковым восторгом изображает и бесхитростный подсолнух, и любое сложное чувство, звенящее в висках.
Дмитрий работает акрилом, гуашью, акварелью, пальчиковыми детскими красками. Анатомия его творчества — пальчиковый театр, ограниченный размахом пальцев, но безграничный в своей очень тонкой интонации.
Рисовать Дмитрий начал несколько лет назад, и это были в равной степени и акт самовыражения, и сеанс арт-терапии. Собственно, даже очень большое искусство существуют в диапазоне от художественного высказывания до душевного лекарства.
Отдельно надо сказать о семье и друзьях Дмитрия. Замечательные, открытые, полные любви и принятия, они постарались создать для художника все возможные условия. Еще до своего «красочного» периода Дмитрий стал звездой, своей энергией и чувством юмора влюбив в себя сотни подписчиков. В «гостях у Димы» побывали все белорусские медийные персоны, а его картины украшают стены самых симпатичных кафе.
Жизнелюбие и упрямство Дмитрия вызывают восхищение и, безусловно, влияют на конечное восприятие работы. Когда ты понимаешь, сколько маленьких настойчивых штрихов, сколько часов сосредоточенности на холсте стоит за каждой работой, то видишь уже не акриловый узор. Ты видишь душу, которая настойчиво, но тихо, «на пальцах», идёт на свет и приглашает зрителей за собой.
Тамара Лисицкая, журналист, литератор, волонтер.
Дмитрий Фролов с учителем, художником и арт-терапевтом Ольгой Калабан.
2023 г.
В общем-то, в своем введении к выставке работ Дмитрия Фролова Тамара Лисицкая обозначила основные грани рассмотрения «анатомии творчества» и его, и других художников в подобных обстоятельствах. Собственно, фраза «даже очень большое искусство существуют в диапазоне от художественного высказывания до душевного лекарства» — ответ на вопрос, который жужжит во мне, подобно пчеле «вокруг граната, за секунду до пробуждения» (Сальвадор Дали). Так и хочется, познакомившись с творчеством известных (что уж говорить про неизвестных) художников прошлого, произнести сакраментальное «художник – диагноз». И в зависимости от времени и места рассмотрения мнения перемещаются в диапазоне от «лекарства для души» до «художественного высказывания» (порой – «выкрикивания»). К сожалению, рассмотрение художественного творчества «людей с ограниченными способностями» и ограничивается вариациями на тему «терапия». Но уж коли стало модным писать «НЕограниченными», то и смотреть нужно «ширше и глыбже».
Вот такое мое «ограниченное» мнение, покусай меня пчела!….
Просто волшебство! Тонко, проникновенно, искренно.И очень радостно!
Творы, якія нясуць радасць… Дзякуй вялікі Мастаку за чысціню і шчырасць вобразаў,за адкрыццё для нас прыгажосці простых выяў жыцця, якой зараз так не хапае.