Художник – живописец. Родился 6 мая 1980 года в городе Минске. Детство прошло в деревне Греск Слуцкого района. Занимался на художественном отделении местной детской школы искусств. Продолжил учёбу в Мирском училище искусств.
С 1999 года работает учителем живописи и композиции Греской детской школы искусств.
Женат, имеет сына.
В 2004 году в городе Слуцке прошла его первая персональная выставка «Старые сказки».
На протяжении 2004-2019 годов прошло ещё 28 персональных выставок в разных городах Беларуси.
В феврале 2012 года художнику вручена Благодарность Министра культуры Республики Беларусь.
В марте этого же года Александр был удостоен Специальной премии «Человек года Минщины».
Фотография Александра Салтавца занесена на «Доску почёта Слуцкого района».
Многие работы художника находятся в частных коллекциях Литвы, России, Украины, Германии, Франции, Испании, Америки, Канады.
* * *
Живопись Александа Салтавца наполнена сказкой, но вместе с тем, в позах, движениях, глазах его фантастических персонажей совсем реальные, человеческие проявления чувств – любви, радости, сострадания, скорби, боли.
В волшебном мире художника всё на грани: слёз и радости, тени и ясности. Это мир театра, действа и карнавала, и населяют его циркачи, музыканты, скоморохи и кукольники. Все герои с тончайшим флером чарующей романтики: и странствующие ангелы, и задумчивые клоуны, и загадочные музы-вдохновительницы – все возносятся над землёй, чтобы вернуть зрителю мечту.
—————-
Александр Салтавец
2020
Мне понравились картины, грустные правда.
Разглядываю этих сказочных клоунов, а в ушах звучит мелодия известной песни «Куда уехал цирк»…
Кружится карусель, горят прожектора,
И чудеса вершатся на манеже…
Вот эти чудеса и вводят нас в сказку, где есть всё: и радость, и печаль… и весёлый карнавал, и маски, которые прячут настоящие чувства (иногда боль и скорбь)…И фантазийные образы, призванные будить воображение и отправляться в сказочный мир хоть ненадолго…
Вспоминаю стихотворение Владимира Высоцкого, посвящённое клоуну — «Енгибарову от зрителей»:
В светлом цирке между номерами,
Незаметно, тихо, налегке
Появлялся клоун между нами
Иногда в дурацком колпаке.
Зритель наш шутами избалован —
Жаждет смеха он, тряхнув мошной,
И кричит: «Да разве это клоун?!
Если клоун — должен быть смешной!»
Вот и мы… Пока мы вслух ворчали:
«Вышел на арену — так смеши!» —
Он у нас тем временем печали
Вынимал тихонько из души.
Мы потом смеялись обалдело,
Хлопали, ладони раздробя.
Он смешного ничего не делал —
Горе наше брал он на себя.
Вот Ваши сказочные образы, Александр, — и клоуны, и скоморохи, и кукольники, и музыканты — существуют для того, чтобы наши печали вынимать тихонько из души, чтоб горе наше брать на себя. Именно ТАКОЕ ощущение у меня появилось в процессе разглядывания этих картин. И если художнику удалось создать такое впечатление, думаю, это дорогого стоит. Посмотрели вместе с дочерью Ваши картины… Она сказала: «Каждую тянет рассматривать в деталях и отходить не хочется — такое чудесное настроение…»
Спасибо Вам за это.
С уважением, Наталья Волкова.
Да, так, пожалуй, выглядит мир театра… вообще. Может это звучит парадоксально, но данный «Театр…» как-то разрушает романтический ореол театра, как компании чудаков, не озабоченных бытовым бременем.
Возможно, это вызвано «текстурой» сюжетов. Линейная и цветовая конкретность. Пребывание каждого элемента в строго по смыслу отведенном месте. И…. никто не улыбается (возможно, каждый озабочен «укладыванием в регламент» и боковым зрением настороженно следит за наполняемостью зала?). Да и единственно явная улыбка в «Добро пожаловать» несет в себе печать некоторой «презумпции виновности» зрителя, который видать, рассчитывает на удобное местораспложение для приятного времяпрепровождения от трудов праведных. Посмотреть в волшебное зеркало, где кривое выпрямится, ложное выправдится, холодное согреется, голое оденется… Так выглядит мир театра… нашей жизни! На мой взгляд, главное в этих картинах — маски, облаченные в костюмы, призванные на время усыпить бдительность перед разоблачением….актеров-зрителей?
Кстати, все персонажи живут, как бы параллельно заднему плану. Как бы скользят мимо или повернуты спиной. Не нужны друг другу? Или мир слишком пуст? Или есть дела поважнее мира? Какая-то напряженная кульминация готовится — «закулисный» заговор?
Подождем, когда маски раскроют лица (неплохое могло бы быть название),
тогда все станет на свои места…
в театре, где живут чудеса…
когда погаснет свет, когда падет занавес…
Спасибо тем,кто здесь так интересно своё мнение высказал,Наталье и Виктору..Посмотрев ещё раз картины, мне захотелось показать их участникам сайта «Искусство» на Темаретик (это такая платформа,где тематические сайты всякие есть). Буду ждать и там отзывов.
https://obiskusstve.com/1925354707221219980/hudozhnik-aleksandr-saltavets-teatr-gde-zhivut-chudesa/